«Школа ректоров» в Сколково – образовательная программа для управленцев

31 января 2022

Не только молодые специалисты нуждаются в обучении, повышающем их профессионализм. Даже За последние полвека образовательные стандарты изменились. Появились десятки новых специальностей, рынок требует от выпускников более широких знаний и компетенций. Теперь конкурентоспособность вуза зависит от скорости трансформации под новые условия и требования, от того, насколько его топ-менеджеры способны влиться в новые условия, применяя гибкие нестандартные управленческие подходы.  Специально для них в Сколково запущена программа «Школа ректоров». Она даёт возможность управленцам от образования получить необходимые практические навыки и инструменты.

Что такое «Школа ректоров»?

Чтобы готовить специалистов, соответствующих требованиям современного рынка, необходимо постоянно модернизировать процесс обучения: 

  • внедрять новые образовательные приёмы, позволяющие раскрыть потенциал студента;
  • искать новые форматы организации внутриуниверситетских процессов;
  • модернизировать подходы в управлении учебным заведением в целом и отдельными его подразделениями.

За 10 лет работы (первый выпуск состоялся в октябре 2013 года) повышение квалификации в «Школе ректоров» прошли более 1000 слушателей, в числе которых 100 действующих ректоров. В программе приняли участие  220 университетов страны, а это значит, что в каждом 11 вузе трудится выпускник «Школы».

Принципы подготовки руководителей вузов

Чтобы трансформация системы прошла быстро и эффективно, руководитель учебного заведения должен обладать целым перечнем компетенций. Чтобы выявить сильные и слабые стороны управленцев-курсантов, перед началом каждого курса их тестируют.

Несколько десятилетий работы в условиях непрекращающихся реформ высшего и среднего образования помогли руководящим работникам развить такие компетенции, как адаптивность и коммуникативность. А вот навыки креативного мышления, лидерские качества, способность убедительно презентовать собственные идеи, а иногда и брать на себя ответственность принятия смелых решений к сильным сторонам большинства управленцев не относятся. Без них эффективность трансформирования университета под новые, постоянно меняющиеся международные условия останется низкой. Восполнить пробел помогут основные принципы обучения, на которых построен весь процесс усовершенствования управленческих компетенций в «Школе ректоров»:

  1. Комплексные задачи развития вуза, реализации научной программы или внедрения крупного проекта в одиночку невозможны. Результат всегда зависит от компетентности и слаженности работы команды во главе с креативным лидером. Именно поэтому упор в Школе делается не на подготовку отдельных лидеров, а на умение управленца эффективно работать в команде.
  2. Отработка личных лидерских качеств – это второй основополагающий принцип программы. Человек, стоящий во главе проекта, должен быть не просто компетентным и знающим, он должен быть интересным и увлекать за собой. Если во главе предприятия стоит формальный назначенный руководитель, никакого внутрикомандного коммуникативного роста не будет. Эффективность работы быстро скатится к нулю: люди станут не работать, а отрабатывать рабочее время, они не будут проявлять инициативу, им будет сложно договориться даже по мелочам. Если лидер будет грамотный, но неинтересный коллективу, то роста внутри тоже не произойдёт: всё останется без изменений. И только наличие содержательного, креативно мыслящего топ-менеджера способно в разы усилить коммуникативные и командные компетенции внутри коллектива.
  3. Все знания, которые слушатель получает в ходе лекций, участия в тренингах, круглых столах, заседаниях, внедряются тут же при разработке индивидуального проекта по трансформации своего вуза. Такой подход повышает эффективность усвоения новых знаний и навыков. Для разработки выбирается проект, который внутри вуза пока не имеет решения. Цель – найти это решение, а по возможности завершить разработку проекта к окончанию курса и выйти на защиту перед непосредственным руководством – ректором университета или Министерством Просвещения.
  4. Чтобы решить проблему, её надо глубоко изучить, осознать и правильно сформулировать. Если проблема не понятна членам команды, не осознана, если результат её воплощения остаётся туманным, у них нет мотивации для выработки и принятия текущих решений. Чтобы добиться ясности цели, необходимо провести глубокий и честный анализ ситуации. Это поможет чётко осознавать насущность проблемы, причины и необходимость её решения. Второе условие – это осознание ответственности каждого участника команды за общий результат.
  5. Разный состав участников позволяет быстрее осваивать курс, учась друг у друга. Наблюдения показали, что у представителей университетской среды сильнее развиты такие компетенции, как адаптивность и коммуникативность, а сильной стороной представителей бизнес-структур, некоммерческих и общественных организаций являются навыки креативности, презентативности. При столкновении в одной аудитории представителей разных корпоративных культур процесс овладения нужными компетенциями проходит быстрее.
  6. Психофизическая готовность – основа эффективного управления. Тренировки психофизического состояния направлены на развития внутренней духовной силы, которая необходима топ-менеджеру. Для тренировок разработана спортивная программа, осилить которую можно лишь преодолев немало трудностей, неудобств и даже плохую погоду. Смысл заключается в том, что если человек способен заставить своё тело преодолеть физический дискомфорт для достижения цели (а большинству это приходится делать впервые), то он найдёт силы для решения деловых проблем, какими бы сложными они не оказались. Отработка навыка концентрации внутренних сил для преодоления физических трудностей поможет при необходимости длительное время не расслабляться ни эмоционально, ни физически, ни профессионально и завершить проект в установленный срок.
Ученики школы ректоров Сколково

Тематические блоки программы

Обучающий курс включает восемь блоков, каждый из которых последовательно освещает стороны знаний, необходимых для усовершенствования работы учебного заведения. Тематика такова:

  1. Направления развития системы ВО. 
  2. Анализ действующих образцов развития и управленческих приёмов в ВО. 
  3. Сложности, с которыми можно столкнуться в процессе системных изменений в ВО.
  4. Модель образовательной политики вуза.
  5. Роль научно-исследовательской деятельности в процессе трансформации на примерах учебных заведений, которые уже добились успеха.
  6. Как правильно и эффективно выстраивать работу с партнёрами и стейкхолдерами?
  7. Целеполагание и конструирование изменений.
  8. Что такое организационный дизайн современного университета?

Задачи, стоящие перед слушателями

Главная задача, которая ставится перед каждым студентом, – разработать реальный востребованный на данном этапе проект модернизации своего вуза или структурного подразделения. Для этого каждый участник должен решить несколько текущих задач:

  1. Определить направление развития.
  2. Спроектировать систему управления.
  3. Сформировать новую научно-образовательную повестку вуза.
  4. Выстроить схему работы базовых процессов университета.

Проекты, разработанные и внедрённые выпускниками школы

За десять лет работы школы были успешно реализованы проекты трансформации:

  • узкопрофильного отраслевого учебного заведения в многопрофильный исследовательский университет;
  • образовательной модели университета.

Также свет увидели проекты:

  • RnD магистратуры;
  • профессиональной школы Life Sciences;
  • новой модели бакалавриата.

Как устроена программа и каковы результаты

Обучение в школе ректоров Сколково

Более 60% учебного времени посвящено изучению готовых кейсов под руководством экспертов-практиков и разработкам собственных проектов. Обучение также включает:

  • лекции;
  • онлайн-курсы;
  • пленарные заседания;
  • экспертизы;
  • работу на управленческих тренажерах и симуляторах;
  • тренинги управленческих навыков;
  • психофизическую подготовку управленца.

Разнообразие образовательных приёмов помогает студентам:

  • развить управленческие навыки;
  • отработать навыки позиционной коммуникации и проектной компетенции;
  • обновить и систематизировать знания в области управления университетом.

Руководители, окончившие «Школу ректоров» становятся членами сообщества её выпускников, куда уже входит более 1000 бывших слушателей. Они работают в разных вузах РФ и СНГ и являются потенциальными партнёрами и стейкхолдерами каждого нового проекта.

«Школа ректоров» – финалист премии EFMD Excellence in Practice Awards

EFMD Excellence in Practice Awards

EFMD – это международная ассоциация, специализирующаяся на европейской аккредитации бизнес-школ. Фонд объединяет сотни организаций:

  • корпоративные университеты;
  • правительственные учреждения;
  • торгово-промышленные палаты;
  • крупные компании;
  • консалтинговые фирмы;
  • объединения работодателей;
  • бизнес-школы и др.

Фонд более тридцати лет работает в сфере аккредитации, представляя интересы аккредитованных ею организаций, а также задавая высокие стандарты бизнес-образования. EFMD обеспечивает связь между бизнес-школами и корпорациями, способствуя активному сотрудничеству членов организации.

Премиями конкурса Excellence in Practice (EiP) отмечают достижения в области развития лидерства, профессионализма и организационного развития. В 2021 году «Школа ректоров» в Сколково была отмечена этой премией в номинации Talent Development.

Ключевые лица программы

  1. Андрей Волков – кандидат технических наук, профессор, директор Института общественных стратегий. Работал проректором Академии народного хозяйства, советником Министра Образования и Науки РФ, ректором бизнес-школы Сколково. Участвовал в разработке программы модернизации ВО РФ.
  2. Ольга Назайкинская – директор Центра трансформации образования, член Экспертного совета Международной гимназии «Сколково». 20 лет работает в сфере управленческого образования. Является директором ряда образовательных проектов Сколково, среди которых «Школа ректоров», «Университет + регион». Входит в состав комиссий Министерства Образования и Науки, занимающихся вопросами развития и поддержки учреждений ВО. 
  3. Николай Кутеев – специалист по предоставлению образовательных услуг и организации проектной работы. Работал директором департамента стратегического развития Минпромторга РФ, советником министра того же ведомства. Занимался координацией проекта развития отрасли композитных материалов. В настоящее время участвует в разработке и проведении  стратегических сессий для ряда университетов страны.

Кому подойдёт курс?

  • учредителям, собственникам образовательных учреждений; 
  • ректорам, проректорам, руководителям кафедр, иных подразделений; 
  • руководителям фондов, некоммерческих организаций, отрасли в целом, желающих сотрудничать с партнёрами от образования.

Достижения выпускников 

Выпускники школы ректоров Сколково

Опросы бывших слушателей показали, что:

  • 49% проектов, разработанных в ходе обучения, успешно реализованы на практике;
  • 57% бывших студентов отметили быстрое продвижение по карьерной лестнице;
  • 29% выпускников сумели реализовать полученные знания и навыки в сферах, не связанных с образованием.

Расписание

Занятия в «Школе ректоров» в Сколково, стартовавшие осенью 2021 года, продолжаются. Модули проходят в соответствии с расписанием.

Модуль 1

Состоялся 15.10-19.10.2021. Он был посвящён изучению факторов, влияющих на развитие системы ВО в стране. Подходя к вопросу трансформации учебного заведения, не достаточно знать общие тенденции, необходимо их глубоко понимать, анализировать и видеть перспективные последствия. В этом же модуле эксперты дали оценку текущим образцам развития университетов и действующих управленческих приёмов.

Модуль 2

Состоялся 13.12-17.12.2021 и был посвящён изучению сложностей, подстерегающих на пути усовершенствования организаций высшего образования, а также способов их преодоления.

Модуль 3

Состоялся 07.02-11.02.2022. На этом этапе обучения слушатели практически отрабатывали навыки формулирования цели проекта, моделирования процесса трансформации, разработки и внедрения проектов по обновлению образовательной системы в ВО.

Модуль 4

Прошёл 11.03.-18.03 2022. На этом этапе слушатели разбирали кейсы внедрённых моделей образовательных учреждений высшего звена, а также новые технологии управления.

Модуль 5

Прошёл 18.04-22.04. Задача этого блока – изучение основополагающих процессов высшего учебного заведения в обновлённом формате.

Модуль 6

Завершающий блок состоится 23.05-27.05.2022 и будет посвящён вопросам ресурсного планирования и обеспечения проектов основного направления развития в системе ВО.

Школа Сколково

Траектории участия

Обучение предполагает и индивидуальную работу, и в команде.

Индивидуальная траектория

Работая индивидуально, слушатель курса разрабатывает проект развития своего университета или системного подразделения. Одиночных слушателей, занимающихся поиском аналогичными решений, объединяют в целевые группы.

Командная траектория

Этот вид сотрудничества изначально предполагает работу в команде, которую составляют представители одной организации. Цель сотрудничества такая же – разработать проект трансформации своего вуза или его отдельного структурного звена.

Как поступить и сколько стоит?

Если вы решили стать участником «Школы ректоров» в Сколково, вам надо:

  1. Подать заявку на официальном сайте. Для этого заполните несколько полей формы, в которых сообщите краткую информацию о себе и укажите свои контактные данные.
  2. Пройти конкурсный отбор.
  3. Ознакомиться с расписанием занятий и спланировать своё время, отметить в календаре сроки проведения учебных блоков.
  4. Подписать договор на обучение.

Для индивидуальных слушателей и командных участников в количестве до 5 человек стоимость обучения составляет 600 тыс. руб. Для более многочисленных команд предоставляются скидки. Получить скидку также можно по рекомендации выпускника курсов.

Грант для обучения

В 2021 году желающие стать слушателями «Школы ректоров» в Сколково получили возможность обучения с пятидесятипроцентной скидкой. 50% стоимости можно было покрыть за счёт гранта, выделенного партнёрами и меценатами МШУ Сколково. По условиям предоставления финансовой помощи расходы на транспорт, питание и проживание оплачивали самостоятельно.

Бесплатная консультация по оформлению заявки в Сколково

  • Ответим на все интересующие вас вопросы по теме Сколково.
  • Сделаем анализ ваших материалов и дадим рекомендации по улучшению.
ООО «Передовые решения» +7 (499) 647-40-29 info@skolkovo-resident.ru
Россия 115191 Москва Малая Тульская 25

Заказать звонок

Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Записаться на вебинар

Нажимая кнопку «Оставить заявку», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Ваша заявка отправлена, наш менеджер свяжется с вами.