В центре трансформации образования «Сколково», который организован в рамках школы управления, готовят людей, способных развивать страну и мир, помогают талантливым стать успешными в том, что им близко. В статье подробно разберем направления работы, для кого подходят курсы центра и какие преимущества они могут предложить слушателям.
О центре
Центр занимается формированием новых подходов и распространением лучших практик управления образованием в мире и России. Его главная задача состоит в создании сообщества профессионалов, в которое входят лидеры образовательных и научных организаций. Благодаря программе, управленцы в области образования получают необходимые знания и умения для процесса преобразования учреждений образования.
Направления работы
Центр сосредоточен на трех основных направлениях: экспертизе, партнерстве и образовании.
- Экспертиза включает исследования и экспертизу в сфере управления, научных изысканий и обучении.
- Партнерство предусматривает сопровождение федеральных и международных проектов в направлении образования и науки.
- Направление образования – это обучающие проекты и стратегические сессии по управлению и трансформации развития учреждений образования.
Образование
Разработанные центром учебные проекты охватывают различные тематики. Они адаптированы к нуждам слушателей разных уровней образования. Каждый курс предназначен для определенного образовательного этапа и удовлетворяет нуждам конкретной группы слушателей.
Для развития университетов
Школа ректоров
Школа ректоров подойдет для тех, кому интересна тема развития университетов. Основная цель данного курса – подготовить руководителей, ориентированных на внедрение крупных трансформаций в области высшего образования. Школа позволит руководителям повысить эффективность управления и системных изменений.
Управление университетами
Этот онлайн-курс, который является уникальным, посвящен трансформации ВУЗов и позволяет посмотреть на учреждение высшего образования через призму управленческого опыта. Такой подход существенно расширяет представления о направлениях и форматах преобразований.
Симулятор трансформации университета: открытое соревнование
С использованием компьютерного симулятора создана платформа, которая моделирует внутреннее устройство и процессы университета. Участников объединяют в группы, где они разрабатывают стратегии эффективного управления виртуальными университетами. В рамках игры они реализуют свой управленческий потенциал, принимая реальные решения для внедрения в структуру симулятора, анализируют их последствия, сопоставляя с реальным опытом.
Основы управления образовательными экосистемами
Образовательная интерактивная программа в онлайн-формате, ориентированная на прогрессивные умы. Она берет курс на формирование эффективных обучающих экосистем, учитывая особенности отдельно взятого региона и участников сообщества. Образовательные экосистемы объединяют учащихся и сообщества, чтобы раскрыть их раскрыть потенциал как отдельно взятого участника, так и группы в целом.
Стратегические сессии
В рамках стратегических сессий от центра трансформации образования осуществляется подготовка проектных команд, формируется единое представление о целевой модели университета, создается лидерское сообщество, способное внедрять уникальный опыт и знания, для эффективного преобразования учреждений образования высшего порядка.
Код образовательных программ
Программа, длительностью 6 месяцев, ориентирована на тех, кто уделяет особое внимание разработке лучших обучающих программ в категориях бакалавриата, магистратуры и специалитета. В процессе изучения слушатели разрабатывают конструкцию, наполнение, логистику и систему управления программой. Также время уделяется составлению плана запуска и реализации, через анализ рынка, интересов вовлеченных сторон, фактического потенциала университета.
Университет будущего
Линейка тематических программ «Университет будущего» подойдет для руководителей функциональных направлений университета.Здесь участники строят стратегию своего направления для достижения больших целей университета, сопоставляют ее с преобразовательным процессом, получают полезные практические и теоритические навыки от профессоров и экспертов.
Образование будущего
Участники онлайн-курса смогут получить представление о тенденциях, которые влияют на систему образования в России и мире. В процессе прохождения будут рассмотрены стратегии, которые позволяют высшему образованию адаптироваться к новым вызовам будущего.
Для развития школы
Шаг развития школы
Образовательная программа, длительностью 4 месяца, которая меняет школы через разработку трансформационных проектов. Подойдет руководителям и управленческим командам в школьном образовании. В кругу единомышленников прорабатываются реальные ситуации, от концепции до реализации, развиваются личные навыки стратегирования и управления. Динамическая структура проектируется под каждый набор с учетом профиля участников, что дает уникальные результаты.
Управляй школой
Краткий 6-недельный курс для школьных управленцев в онлайн-формате включает несколько тематических блоков, которые помогают реализовать трансформационные процессы в школьном образовании. Участники, прошедшие эту программу, смогут быстро оценить ситуацию внутри своего учебного заведения, провести анализ основных процессов, выявить точки роста и зоны особого внимания, а в итоге применить все полученные знания и навыки на практике.
Для руководителей научных организаций и университетов
Лидеры научно-технологического прорыва
Модульная образовательная программа, запущенная Московской школой управления, совмещает в себе лекции, практические занятия, дистанционную работу и стажировку. Она разработана для руководителей научных и образовательных учреждений высшего порядка, а участие в ней бесплатно. Слушателями могут стать участники до 55 лет при условии наличия диплома о высшем образовании и владеющие английским языком не ниже среднего уровня.
Для развития системы СПО
Управление колледжем
Настоящий симулятор управления организацией среднего профессионального образования поможет сформировать навыки управленца. В нем применяются технологии компьютерной симуляции, отражающие основные принципы управления образовательным учреждением такого типа. Работа в симуляторе дает необходимые знания и навыки в атмосфере игры и состязания.
Для поддержки российских студентов в иностранных вузах
Глобальное образование
Сохранить и приумножить ценные кадры в сфере медицины, педагогики, науки, инженерии, социального управления позволит программа «Глобальное образование». Она также направлена на поддержку граждан РФ, которые смогли собственными силами поступить в учреждения образования высшего порядка за границей. Все, кто планирует после завершения иностранного обучения применять свои профессиональные знания в родной стране, могут рассчитывать на поддержку в рамках данной программы.
Компьютерные симуляторы
Симулятор трансформации университета
Симулятор трансформации университета – компьютерная игра с высокой степенью детализации, воссоздающая управление основными процессами, например образованием, исследованиями и инновационной деятельностью. Цель игроков – изменить различные аспекты деятельности виртуального ВЫЗа, преобразуя его базовые процессы.
В группах участники должны договориться о стратегии развития, а далее воплотить намеченный план изменений с учетом ограничений ресурсов и времени. В симуляторе виртуальные университеты не только могут конкурировать между собой, но и кооперироваться, создавая консорциумы и совместные масштабные проекты.
Симулятор конкуренции в академических рейтингах
Для руководителей подразделений учреждений образования, их заместителей и НПР разработан симулятор конкуренции. С его помощью можно смоделировать ключевые положения функционирования образовательной организации и сформировать связи внутри нее. Объединенные в группы участники должны принимать решения, проанализировав внешнюю среду, тенденции обучения и свое видение картины в целом.
Используя эти данные команды управляют виртуальным вузом и влияют на любые связанные с этим аспекты, чтобы вывести свой университет в топ-100 мировых рейтингов. Побеждает команда, занявшая самое высокое место. Результаты команд сравниваются по 5 показателям, которые отражают ключевые стороны конкурентоспособности на международной арене.
Симулятор по управлению учреждением СПО
Возможность занять руководящую позицию появляется у участников симулятора по управлению учреждением СПО. Взаимодействуя в группах они должны запустить новые образовательные программы через построение партнерских взаимоотношений с заинтересованными сторонами, а также наладить коммуникацию со студентами и выпускниками.
Подойдет программа сотрудникам учреждений среднего профессионального образования, представителям региональных и федеральных министерств, ведомств, имеющих непосредственное влияние на развитие образовательной среды и прочих представителей смежных областей, так или иначе имеющих отношение к обучающей нише.
Симулятор по управлению образовательными экосистемами
Уникальный проект имитирует экосистему региона, в котором «живут» участники. То, насколько успешным будет развитие этой локации, будет зависеть от возможности участников договариваться, формировать общее видение будущего и выполнять требуемые задачи скоординированно.
За счет совместных проектов и кооперации участники смогут решить проблемы вверенной области, которая будет подвержена актуальным вызовам, неприятностям и угрозам. Каждый игрок наделяется отдельной ролью в регионе. Он должен выступать в качестве лидера ввереной ему зоны ответственности, а при необходимости привлекать участников из других сфер.
Исследования центра
Центр трансформации образования СКОЛКОВО занимается практико-ориентированными исследованиями, в основе которых лежат трансформация научных организаций и развитие образовательных систем.
Маршрутная карта трансформации университета
В рамках исследовательской деятельности была составлена маршрутная карта трансформации университета, основанная на исследованиях команд университетов-участников Проекта 5-100. Доклад содержит ориентиры для дальнейшего пути развития отечественных университетов, являясь чем-то средним между программами Проект 5-100 и Приоритет-2030.
Трансформация вашей школы
Руководство «Трансформация вашей школы» предлагает разделить процесс трансформации на три этапа, чтобы ответить на вопросы: «Зачем?», «Что?» и «Как?». Исследование содержит ключевые вопросы и элементы, которые помогут понять, нужна ли трансформация вашей школе и какие шаги необходимо предпринять. Этот сложный и редкий процесс требует внимания и тщательного планирования.
Управление наукой: тренды и вопросы
В настоящее время все больше ощущается, что текущие принципы и механизмы управления наукой не могут соответствовать новым требованиям. Доклад, состоящий из 5 крупных блоков, является базовым ориентиром в проблематике управления наукой и направлен на универсальные проблемы в этой сфере вне дисциплинарной специфики. Некоторые разделы содержат разбор кейсов, а также небольшую подборку материалов по теме, рассчитанных на широкую аудиторию и специалистов, чтобы ответить на вопрос, что именно меняется и где конкретно проблемные места.
Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования
Экосистемный подход – результат управленческой революции. Он активно распространяется на все новые сферы экономики и жизни общества, в том числе, образование. Новая модель образования требует и новых методов организации, включая цифровизацию, сетевое образование, подходы к регулированию. Будущее образование будет тесно связано с реальным миром и его проблемами, будет вовлекать богатую культуру и знания местных сообществ. Для успешного перехода к новой модели образования необходимо разработать новую модель лидерства, которая будет экосистемной.
Государственные программы образовательной мобильности в разных странах
В докладе был проведен анализ государственных программ образовательной мобильности в различных странах, включая импорт и экспорт образовательных услуг на международном рынке. Изучены 8 репрезентативных стран, таких как Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, КНР, Россия и США, чтобы проанализировать политику в области интернационализации. В рамках доклада также были проанализированы образовательные рынки, национальная политика в области привлечения иностранных студентов и развития их мобильности, а также ключевые положения нацпрограмм.
T-университеты
Успешные примеры изменений в структуре высших учебных заведений очень ценятся, так как их реализация сложна и рискованна. В экспертном центре рассказывают о ситуации в мировом и российском высшем образовании и делятся опытом, как университетскому управленцу победить в борьбе за развитие. В качестве примеров изменений в четырех российских университетах описываются реальные проекты, которые сталкивались с проблемами и требовали сложных решений. Эти истории не являются примерами успеха в привычном понимании, но могут служить полезным уроком для других учебных заведений.
Атлас новых профессий
Альманах «Атлас новых профессий» предлагает перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15-20 лет, чтобы помочь понять, какие отрасли будут развиваться и какие новые специалисты будут нужны работодателям. В нем также описываются новые технологии, продукты и практики управления, которые появятся в этих отраслях.
Серебряный университет
Работа Александра Левинтова, «Серебряный университет», предлагает концепцию трансформации образовательной системы с учетом старения населения. Левинтов является автором более тысячи научных и публицистических работ и преподавателем нескольких авторских курсов в российских ВУЗах.
Четырёхмерное образование
Редкий стратегический разговор о системе образования называется «Четырёхмерное образование». Авторы ставят под сомнение устаревшее соглашение о том, что нужно учить в школе, и ясно демонстрируют системные ограничения, которые определяют школьный материал. Аналитический подход к изучению материала может оставить в рамках существующих границ или вызвать нарушение этих границ, представляя новые цели и организационную модель обучения. «Четырёхмерное образование» поощряет инновационное мышление в обоих направлениях.
Эпоха «гринфилда» в образовании
Наступающая новая волна инноваций может серьезно изменить образовательный ландшафт. Сегодня традиционные образовательные учреждения, которые обсуждаются экспертами, можно сравнить со зоной образовательной практики, или «браунфилдом». Новые образовательные проекты, созданные на новых технологических основаниях, будут выступать в роли «гринфилда». В данной статье мы представляем подробный анализ новых технологических образовательных проектов и предлагаем пять решений для развития системы образования в России.
University Autonomy and Accountability in Russian Higher Education
Исторически сложилось так, что у российского государства были непростые отношения с институциональной независимостью. Для того чтобы страна снова стала академической сверхдержавой, необходимо расширить автономию университетов, чтобы обеспечить независимое стратегическое мышление руководства и подотчетность ВУЗов перед заинтересованными сторонами. В этом исследовании центра трансформации образования «Сколково» рассматриваются широкие вопросы университетской автономии и подотчетности в России с исторической и современной точек зрения.