Мы независимая консалтинговая компания, не аффилированная с Фондом Сколково, и не выступаем от его имени.

Как сделать презентацию для инвесторов: особенности и рекомендации

19 октября 2024

Слабая презентация для инвестора – наиболее частая причина отказа в финансировании. Исследования показывают, что современному инвестору достаточно нескольких минут, чтобы оценить перспективность предложения. Если идея не заинтересует предпринимателя с первых минут, то дальше он вникать в неё не станет. Как подготовить сильную презентацию? Ответ на этот вопрос в нашей статье.

 

Важность инвестиционной презентации

Визуально представленная информация воспринимается на 40% лучше, чем она же, изложенная на бумаге. Видеопрезентация – это способ:

  • рассказать о себе и своей идее;
  • заинтересовать потенциальных капиталовкладчиков;
  • выделиться на фоне других.

Профессиональные инвесторы в день рассматривают по несколько предложений. Они ценят своё время и не тратят его слишком много на вникание в подробности, уточнение вопросов, разбирательство со сложной терминологией и описанными процессами. Сильная презентация ничего подобного просто не содержит. Она яркая (визуальная часть не менее важна, чем техническое содержание), понятная, краткая и одновременно исчерпывающе информативная. После неё есть ответы на вопросы:

  1. В чём заключается идея.
  2. В чём уникальность предложения.
  3. Каковы финансовые прогнозы:
    • сколько денег потребуется на реализацию проекта;
    • как скоро он окупится и начнёт приносить прибыль;
    • какой может быть эта прибыль.

Кроме этого, презентация должна включать бизнес-план, из которого будут понятны этапы реализации и их сроки, инструменты, которые потребуются в процессе разработки. Но главное – это описание затрат: сколько и на что предполагается потратить.

Но информационная перегрузка может возыметь противоположное действие – отпугнуть вкладчика, вызвать ощущение, что всё, что он видит и слышит, слишком сложно и для восприятия, и для внедрения. Цель презентации – заинтересовать вкладчика. Детали, технические подробности можно рассказать потом.

Целевой портрет инвестора

Инвестор

Перед тем как приступить к составлению текста и подбору картинок для будущего выступления, изучите аудиторию инвесторов, перед которой будете выступать. Знание коммерческих интересов и предпочтений, возраста, личных качеств, инвестиционного портфеля, опыта работы поможет точнее составить описание, выстроить видеоряд, выбрать линию поведения.

Например, молодые предприниматели чаще откликаются на яркое эмоциональное выступление, бизнесмены среднего и более старшего возраста лучше реагируют на серьёзность, сдержанность.

Не стоит обращаться за помощью наудачу, если вы точно знаете, что ваш проект не входит в сферу интересов бизнес-ангела. Например, вы разработали ноу-хау для сельского хозяйства, а предпринимателя интересуют только телекоммуникационные технологии.

Знание личных интересов поможет выделить те аспекты проекта, на которые точно обратят внимание. Например, если для спонсора важен человеческий капитал, надо сфокусировать внимание на команде.

Это очевидные вещи. Но есть ещё общерыночные тенденции, которые тоже надо учитывать.

  1. Общемировая экономическая ситуация обострилась: бизнес-ангелы стали чаще отказывать, чем поддерживать. При этом количество предложений и обращений к ним постоянно растёт. Поэтому проект должен быть действительно интересным и уникальным.
  2. Рост конкуренции среди лиц, ищущих финансовую поддержку, привёл к снижению времени, которое потенциальный инвестор готов потратить на одного стартапа. Согласно наблюдениям, всего за год с 2021 по 2022 оно снизилось с 3,5 до 2,45 минут.
  3. Усиливается избирательность. Бизнес-ангелы стали искать ниши для недостаточно представленных групп, таких как ЛГБТК-сообщество.

Разработка презентации

На что обращают внимание слушатели

  1. Чёткая понятная идея.
  2. В чём уникальность предложения. Чем ваше предложение отличается от других подобных.
  3. Финансовые прогнозы.
  4. Детализированный бизнес-план. Он должен как можно подробнее отображать, на что пойдут деньги.
  5. Качественные слайды: яркие, чёткие, наглядные, краткие, легко воспринимаемые.

Содержание

Работа над презентацией

Независимо от направления, презентация должна содержать информацию, которая в первую очередь интересует вкладчика:

  1. История зарождения проекта: от идеи до текущего положения дел.
  2. Как проект развивается:
    • кого пригласили в команду;
    • как изучали рынок;
    • чего уже добились;
    • какие были трудности и как их удалось преодолеть;
    • есть ли результаты тестирования или клиенты.
  1. Финансы:
    • где взяли первые средства и на что потратили;
    • сколько ещё надо денег и для чего;
    • из чего будет складываться доходность стартапа;
    • когда ожидается первая прибыль;
    • какова выгода вкладчика.

Финансовая составляющая должна быть максимально исчерпывающей и снять как можно больше вопросов и сомнений.

Структура

В зависимости от тематики содержание может отличаться на 1-2 пункта. Однако есть перечень позиций, которые должны присутствовать в каждой презентации. Стандартная структура слайд-шоу выглядит так:

  1. Идея.
  2. Проблема, которую призван решить стартап.
  3. Оценка рыночной ниши.
  4. Преимущества перед конкурентами.
  5. На каком этапе развития находится проект.
  6. Концепция дальнейшего развития.
  7. Команда.
  8. Капитал.
  9. Предложение инвестору.

 Полезные советы

  1. Вся представленная информация должна быть правдивой. Не стоит скрывать неудобные факты или приукрашивать что-либо. Со временем всё станет известным, и это может повредить дальнейшему сотрудничеству, ухудшить репутацию.
  2. Презентация должна быть краткой и содержать не более 10-12 слайдов. Чтобы упростить себе работу, подберите подходящий шаблон в системных библиотеках.
  3. Презентации в редакторе Power Point неудобны для венчурных предпринимателей, ценящих свое время. Их нельзя просматривать в телефонах, поэтому лучше использовать формат PDF.
  4. Визуальные эффекты важны для точного восприятия идеи, особенно в случаях, когда что-либо сложно объяснить словами без демонстрационных материалов. Такую информацию можно донести, используя графику. Графики, иллюстрации, мультипликация должны быть высокого разрешения, хорошо загружаться, иметь подписи.
  5. Текста на каждом слайде должно быть минимум. Все пояснения к картинке стартапер озвучит в ходе выступления.
  6. Не переусердствуйте с дизайном. Это деловое выступление и излишняя яркость, броскость, неуместные картинки с изображениями посторонних предметов или героев здесь неуместны. Избегайте слишком большого количества цветов на одном слайде. Проследите, чтобы текст хорошо читался на выбранном фоне. Не используйте замысловатые шрифты (выберите один простой для заголовка и второй для текста). Все эти элементы будут отвлекать внимание аудитории от самого выступления.
  7. Орфографические ошибки недопустимы.
  8. Проверьте, чтобы презентация работала на том устройстве, на котором вы будете её представлять: страницы должны легко перелистываться, анимация своевременно подгружаться.

Как выглядеть, держаться и говорить

Выступление

Даже очень хорошая презентация может провалиться, если выступающий не сможет подать себя, просто понравиться. Представление о человеке складывается из того, как он выглядит, держится, говорит. Не стоит приходить на встречу в дорогой одежде или аксессуарах: это породит сомнение, так ли сильно вы нуждаетесь в финансовой помощи. Одежда должна быть простой, опрятной, делового стиля, но такого фасона, чтобы вы себя чувствовали в ней комфортно.

Неуверенность – это черта, которую дружно ненавидят все инвесторы. Если человек не может нормально выступить в присутствии нескольких слушателей, как он будет решать свои производственные вопросы? Если страх присутствует, рекомендуется отрепетировать выступление перед зеркалом, родственниками, друзьями. Общение с финансистом пойдёт проще, если вас представит общий знакомый или даже сам придёт на встречу для поддержки. Если таковых нет, попытайтесь поискать через друзей знакомых.

Заранее продумайте вопросы, которые вам могут задать, подготовьте и отрепетируйте ответы. Больше всего вопросов всегда задают о количестве требующихся  денег, статьям трат, окупаемости проекта, возможностях софинансирования. Также интересуются, почему выбор пал именно на этого инвестора, какой стартап видит выгоду для спонсора. Попытайтесь придумать возможные неудобные вопросы. Они могут быть связаны со слабыми сторонами вашего проекта. Скрывать их не стоит, лучше заранее подумать, как на них ответить. Например, о том, что вы будете делать, если потратите инвестиции, а инновация не сработает.

Речь во время выступления должна быть чёткой, уверенной, неторопливой, лишённой сленга и сложной терминологии. Это сделает выступление понятным. Бизнес-ангел не обязательно должен разбираться в технике, химии или медицине. Он должен понять, насколько инновация важна для той или иной отрасли.

Как провести презентацию 

  1. Представьте краткий план выступления. Т. е. в течение 25-30 секунд в сжатой форме изложите программу выступления. Это должно стать микропрезентацией, в которой надо:
    • уместить сведения о компании, направлении её деятельности, учредителях, рассказать интересные факты (если есть);
    • описать продукт или услугу, их преимущества;
    • сформулировать деловое предложение.
  1. Кратко расскажите историю, которая сподвигла вас на разработку инновации:
    • когда и как родилась идея;
    • как узнали о проблеме, с которой столкнулся потребитель, или как обнаружили свободную нишу;
    • кто ваша аудитория;
    • как думаете решить проблему потребителя;
    • почему вам деньги нужнее, чем другим соискателям.

Чтобы выступление получилось ярким, запоминающимся и вызвало интерес у слушателей, факты должны быть подтверждены статистикой, включая прогнозы и расчёты финансового развития.

  1. Продемонстрируйте результаты исследования рынка. Подготовьте не более 2-х слайдов, на которых разместите информацию маркетинговых исследований о:
    • конкурентах;
    • состоянии рынка на сегодняшний день;
    • целевой аудитории;
    • потенциале коммерциализации;
    • способах, которыми предполагаете бороться с рисками, например, нормативными или юридическими.

На этом этапе у слушателя должно сложиться впечатление, что перед ними не просто идея, а почти готовый проект с планом действий.

  1. Демонстрация продукта. Здесь всё зависит от типа продукта, например, если он цифровой, необходимо показать его в действии. Все функции должны безупречно работать на показе, бизнес-ангел обязательно захочет проверить его лично.
  2. Если до сих пор всё прошло гладко, то аудитория уже заинтересована идеей и теперь её интересуют детали бизнес-плана:
    • из чего будет складываться стоимость продукта;
    • будет ли продукт иметь классы (обычная модификация, премиум-класс);
    • планы по выручке;
    • окупаемость всего проекта;
    • возможности расширения бизнеса.

Этот этап может стать решающим.

  1. Опишите план и укажите расчётную стоимость привлечения аудитории:
    • какие средства и как будут задействованы: соцсети, оффлайн-реклама, PR-кампании, прямые продажи;
    • показатели роста конверсии, стоимость привлечения новых клиентов;
    • стадии продажи, т. е. сколько времени в среднем компании будет тратить на продажу единицы товара.

Бизнес-ангелы могут не сильно разбираться в тонкостях отрасли, однако в определении потенциала роста проекта, а также в том, из чего складывается прибыль и как она должна увеличиваться на каждом этапе, им равных нет.

  1. Представьте команду. Владельцев капитала интересует не только идея, под которую стартапер просит денег, но и команда – люди, которым он доверит деньги. Обычно команду представляют в конце выступления. Однако, как показывает практика, более удачно проходят презентации, в которых команда представлена вначале. При выступлении стартапера, у инвестора уже сформирован образ людей, которые будут реализовывать проект. Представляя команду:
    • подчеркните навыки и квалификацию сотрудников;
    • укажите, что думаете улучшить в работе команды и как;
    • если есть проблемы, например не хватает специалистов, не скрывайте этого, лучше расскажите, как будете решать вопрос.
  1. Осветите планы и цели на ближайшие 3-5 лет. Особое внимание уделите ожидаемым доходам. Слайд, иллюстрирующий доходность на перспективу, должен быть кратким, но исчерпывающим, чётко отображающим сроки и количество денежных средств, которые принесёт каждый вид продукта.
  2. Объясните, почему вам нужна именно такая сумма денег. В этом пункте надо рассказать о том:
    • сколько средств стартап имеет;
    • какие ещё источники финансирования планирует привлечь;
    • какая максимальная сумма потребуется для реализации проекта;
    • какова схема распределения капитала сейчас.
  1. Из этого пункта инвестор должен понять, через сколько лет он сможет получить вложенные деньги. Также ему будет интересно, как вы планируете выход:
    • продажа акций;
    • продажа всего бизнеса крупной компании;
    • выкуп доли руководством.

Распространённые ошибки

Ошибки

Чаще всего стартаперы получают отказы, потому что:

  1. Плохо изучили инвестора и не смоги подобрать нужных аргументов для его убеждения.
  2. Не изучили или плохо изучили сегмент рынка, для которого предназначен их продукт.
  3. Собрали плохую доказательную базу: отсутствие точных цифр, сведений, источников информации;
  4. Не осталось времени для вопросов со стороны аудитории: стартапер потратил весь регламент на своё выступление.

Не соглашаются во время презентации с инвестором на компромиссы: не хотят вносить изменения в проект, проявляют невнимание к отзывам и замечаниям.

Бесплатная консультация по оформлению заявки в Сколково
  • Ответим на все интересующие вас вопросы по теме Сколково
  • Сделаем анализ ваших материалов и дадим рекомендации по улучшению
lead-img
Нет времени читать? 
Получите быструю консультацию от наших специалистов
callback-popup-bg-img

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на обработку персональных данных

Ваша заявка отправлена, наш менеджер свяжется с вами.

ООО «Передовые решения» +7 (499) 647-40-29 [email protected]
Россия 115093 Москва Люсиновская 36