Повышение эффективности производства – рекомендации для управленцев
Повышение экономической эффективности производства – основная задача предпринимателя и руководителя. Повышение эффективности даже н 1% в масштабах крупного предприятия выливается в заметное увеличение прибыли. Успех мероприятия во многом зависит от выбранных способов и инструментов. Технологии способны сыграть большую роль в модернизации производства, однако не всегда следует начинать с покупки нового дорогого оборудования. Многое зависит от качества управления. Если процесс не отлажен, новое оборудование улучшений не принесёт.
Как наладить управление производством
Внедрите SMART-цели
Метод основан на пяти критериях, которые скрыты в аббревиатуре:
- S – Specific (конкретность) подразумевает, что каждый сотрудник компании должен точно понимать, что от него хотят и как это сделать. Задача увеличить доходность компании для одного человека ничего не означает. А вот организовать презентацию нового продукта, чтобы найти новых клиентов – это четкая и ясная задачи.
- M – Measurable (измеримость). Поставленные задачи должны быть измеримы. например, привести новых клиентов или больше новых клиентов – это некорректно и неизмеримо. провести презентацию и привлечь сто новых клиентов – это четко, ясно, измеримо.
- A – Attainable (достижимость). Задачи, которые ставятся перед сотрудниками должны быть достижимыми. Нельзя требовать от людей, например, бесплатного размещения рекламных баннеров в витринах супермаркетов. А вот найти место, где скапливается много потенциальных клиентов – это цель реальная.
- R – Relevant (уместность). Сотрудники должны видеть положительный эффект от своей работы. если продукт низкого качества и его даже со скидками не хотят покупать, бесполезно требовать от менеджера продать его без финансовых потерь.
- T – Time related (временные рамки). Любая задача, поставленная перед сотрудником должна иметь точный срок исполнения.
Метод эффективен в отношении сотрудников, которые всегда что-то недопонимают и выдают результат не тот, который требовался. Если перед таким человеком поставить конкретную, чётко сформулированную задачу и ограничить срок исполнения, можно добиться значительного повышения качества его работы.
Ограничьте непродуктивные встречи
Бесконечные совещания по каждому поводу – это трата рабочего времени и сил, не приносящих никакой пользы. Совещания надо собирать только для обсуждения стратегически важных для компании решений. А чтобы сократить время на проведение его проведение, к нему необходимо готовиться:
- Определить тему. Это поможет обсуждать только оговоренный перечень вопросов.
- Обдумать регламент.
- Назначить выступающих и оповестить их за несколько дней, чтобы они могли подготовить сообщения, сообщив им о регламенте.
- На совещании должны присутствовать только те сотрудники, которые имеют прямое отношение к рассматриваемым вопросам. Им также надо сообщить заранее об участии, чтобы они подготовили вопросы, которые хотели бы поднять.
- При подготовке совещания необходимо составить черновой вариант решения, чтобы не тратить на это время в присутствии персонала. По итогам выступлений и прений в черновик вносятся дополнения из мнений сотрудников.
- Результат каждого совещания должен быть конкретным, измеримым со сроками исполнения.
- Во время совещания необходимо вести протокол, в который внести всех выступающих, результаты встречи, персональные задания со сроками исполнения. Это поможет персоналу не забыть о задании, руководителю проконтролировать исполнение. а главное не поднимать эти вопросы в следующий раз.
Введите в расписание дня персонала регулярные перерывы
Если заставлять людей работать строго по 4 часа с перерывом на обед, не стоит ждать от них высокой продуктивности. Они будут уставать, выгорать, работать «спустя рукава». В коллективе сложится нервная нездоровая атмосфера, начнется кадровая текучка. Лучше, если позволять сотрудникам несколько раз в день отвлекаться на кофе или прогулки на свежем воздухе. Перерывы заряжают энергией, позволяют отвлечься от работы, переключиться на что-то приятное, неформально пообщаться между собой. Такой подход благоприятно отразится на офисной атмосфере, сделает коллектив более сплочённым, повысит эффективность командного сотрудничества.
Сократите количество отходов
Это не только способ сохранить окружающую среду, но также эффективный прием увеличения прибыли:
- Проанализируйте дизайн продукта. Возможно, какие-то его части лишние: их можно отсечь, что снизит расход материала на каждую единицу товара.
- Если технологический процесс сопряжено с большим объёмом отходов, то здесь два способа:
- модернизировать производство (закупить новое оборудование, внедрить технологии, позволяющие сократить расходы сырья);
- подумать, какое побочное производство можно наладит из отходов.
- Если отходов много, но ваша компания не может наладить их переработку, можно пикать партнера, которым будет брать ваши отходы в качестве сырья для своей компании, а взамен что-либо нужное поставлять вашему предприятию.
Проведите дополнительное обучение менеджеров
Повышение квалификации менеджеров – это ещё один инструмент в помощь руководству. В бизнесе постоянно появляются новые приемы управления. Появляются новые:
- приёмы продвижения товаров;
- способы снижения себестоимости;
- методы планирования и контроля;
- приёмы управления жизненным циклом продукта, бережливого производства.
Увеличьте скорость производства
Время, которое тратится на выпуск одной единицы продукции – это скорость производства. На первый взгляд может показаться, что увеличить этот показатель невозможно, поскольку нельзя заставить машины работать быстрее, чем они могут. Но такой подход ошибочен.
Скорость производственного процесса определяется не только скоростью работы машин. Это целая цепочка звеньев, включающая поставки разных видов сырья, комплектующих и т. п. Например, швейный цех: там разработкой моделей занят один отдел, раскроем – другой, сборкой – третий. Чтобы процесс пошива не прерывался, поставки полуфабрикатов между цехами должны быть чётко отлажены: задержка на одном участке сразу приведёт к сбою всего процесс и потере времени (простое).
Но кроме, деталей, необходима ещё фурнитура, нитки. Они тоже должны поставляться своевременно. А может быть и так, что фурнитура поступила вовремя, но не того вида. На решение таких проблем уходит много времени, в результате чего, скорость производственного процесса падает.
Отсюда вывод: чтобы увеличить скорость производств сначала необходимо отрегулировать внутризаводскую маршрутизацию, а также наладить четкую систему поставок необходимых комплектующих.
Снизьте логистические потери
Они образуются в случае неправильного планирования. Если в производстве задействовано несколько цехов, каждый из которых – это следующий этап производственной цепочки, важно, чтобы план выработки соответствовал техническим возможностям каждого цеха. Если один цех может работает быстро, а другой из-за сложности этапа более медленно, то в первом постоянно будут накапливаться горы заготовок.
Использование в работе системы учёта и планирования AVA ERP поможет избежать проблем с неравномерной загруженностью производственных линий и снижает логистические потери.
Что включить в систему планирования и контроля
Планирование включает пять уровней:
- Стратегический.
- Производственный.
- Календарный.
- Ресурсопотребленческий.
- Контрольно-закупочный.
Каждый уровень:
- имеет свою цель;
- выполняет определённую задачу;
- отличается по длительности, степени детализированности мероприятий, периодичностью обновления.
Стратегический определяет общее направления развития компании с перспективной на 3-5 лет, производственный – отвечает за развитие циклов, разработку новых товаров, внедрение инноваций на ближайший год. На уровне календарного планирования определяют последовательность достижения микроцелей для решения комплексных задач. Здесь выделяют отрезки времени по месяцам, декадам, неделям.
Пять этапов производственного планирования
- Отработка деталей планирования. Детализированный план – это ясная картина того, что надо выпускать, из какого сырья и кто этим должен заниматься. Он:
- поможет скоординировать работу всех отделов;
- максимально использовать все производственные возможности;
- наладить бесперебойный выпуск продукции;
- обеспечить своевременную поставку сырья.
- Разработка производственной маршрутизации. На этом этапе надо продумать схему поставки сырья, комплектующих и полуфабрикатов от цеха к цеху так, чтобы ни один элемент нигде не застаивался. например можно оформить маршрутную диаграмму, на которой будет отображаться очередность операций и поочерёдная задействованность станков. Также для реализации этого этапа необходимо подобрать сотрудников, способных контролировать процесс и быстро реагировать на любой сбой
- Составление расписания, отражающее время, отведенное на каждую операцию. Удобнее составлять общее расписание для обеспечения загрузки всего предприятия и более развернутого для отдельных производственных звеньев. Подробное расписание – гарантия соблюдения сроков поставок.
- Налаживание диспетчерской службы. Диспетчеры обеспечивают внедрение бумажных планов в производство. Они обеспечивают контроль за размещением инструментов по цехам, перемещение сырья, полуфабрикатов, согласовывают все производственные действия.
- Налаживание службы контроля и исполнения, в функции которой войдут:
- контроль за наличием и количество материалов, необходимых для повышения эффективности производства всех цехов предприятия;
- проверка работы, проводимых на каждой стадии, сопоставление с запланированными сроками;
- ведение дневника хода работ;
- составление отчетности с указанием отклонений и способов корректировки.