Каждое дело переживает момент, когда пора расти, ускоряться. Стандартные шаги – расширение клиентской базы, поиск новых путей сбыта, повышение качества. Когда достигнут определенный уровень, возникает вопрос: как ускорить развитие бизнеса. Простых способов недостаточно. Нужна эффективная стратегия – перейти на новый виток.
Стратегия развития строится на критериях: расширения, диверсификации, сегментирования, интеграции. На их основе особая важность – финансовой стратегии. Умение выстраивать финансовые потоки с распределением ресурсов, контролем затрат– путь к высокой доходности. Ее важность – в преимуществах:
- Управляет доходом, контролирует расходы.
- Инвестируется развитие рынков, технологий.
- Оптимизируется налогообложение.
- Финансируется бизнес.
- Управляются, снижаются риски.
Стратегия исключает кассовые разрывы. Это не прихоть и не роскошь. Она необходима любому бизнесу, невозможна без финансового фундамента. Как следствие – необходимо финансовое планирование. Оно позволит масштабироваться без потерь. Для этого требуется следующее:
- Оценить текущее финансовое положение.
- Определить цели на короткий и долгий срок.
- Спрогнозировать доход и расходы.
- Составить стратегический план.
- Мониторить и контролировать процессы.
В статье рассматриваются ключевые этапы ускорения в развитии: финансовой стратегии, диагностики, моделей роста, инвестирования.
Основы финансовой стратегии роста
Стратегия является долгосрочным планом в управлении финансами организации. Она направлена на устойчивый рост, прибыльность. Отличается от общего стратегического планирования тем, что затрагивает финансовые цели, экономику бизнеса. Необходима, чтобы эффективно управлять ресурсами, получать прибыль. Тогда как стратегическим планом охватывается вся деятельность, включая хозяйственную с основными и оборотными средствами. Определяет выбор общих направлений развития.
Необходимость финансовой стратегии роста:
- Планировать, прогнозировать бюджет: доход и расходы, инвестиции. Управлять денежным потоком. Учитывать платежные циклы, задержки поступлений, запас, резервы, антикризисный сценарий.
- Выбирать источники финансирования: собственными средствами, кредитами, инвестициями, грантами, субсидиями. Выстраивать инвестиционную привлекательность предприятия.
- Контролировать затраты, с комплексным аудитом и автоматизированной отчетностью.
- Вести финансовую аналитику отчетности, показателей эффективности KPI.
Финансовая стратегия – продукт командной работы и политики предприятия. Направлена на перспективное развитие.
Как начинать: диагностика и «первая помощь» бизнесу

Чтобы навести порядок, перейти к развитию, первым шагом будет детальный анализ, стабилизация колебаний. Для этого нужны действия:
- Упорядочить управленческую отчетность. Как движутся денежные средства ДДС, анализ ликвидности, прогноз, план потоков. Отчет по прибылям, убыткам. Состояние баланса.
- Искать скрытые резервы. Они образуются, когда намеренно завышается оценка обязательств, необоснованно снижаются активы. Если применяется чрезмерная амортизации по сравнению с нормами. Инвентаризация дебиторских долгов клиентов, остатков.
- Провести ревизию низко маржинальных товаров – быстро продающихся, но с малой прибылью. Искать поставки с низкими ценами. Удешевить логистику. Расширять сеть цифровых продаж через e-commerce.
- Внедрить платежный календарь.
- Снижать издержи, контролировать ликвидность.
- Разгрузиться от кредиторских задолженностей. Одни уменьшить, другие устранить. Решить краткосрочные финансовые проблемы.
Комплекс таких мер оздоровит компанию, настроит стабильное развитие.
Как выстроить резервный и инвестиционный фонд
Для бизнеса важно не только получить прибыль. Необходимо ее правильно распределить и использовать. Кроме дивидендов, создать резервы, перспективно инвестировать.
Как важен резервный фонд: защита от спадов
Резервный фонд является финансовой подушкой, которая необходима:
- Защитить, когда возникли непредсказуемые расходы. При форс-мажорах, авариях, судах.
- Поддержать ликвидность при экономическом спаде, нестабильном рынке. Без использования кредитов.
- Повышать финансовую устойчивость, доверие инвесторов. Это путь к выгодным контрактам, потому что данный параметр проверяют контрагенты.
Резервный фонд является стратегическим запасом для гибкой адаптации при нестабильностях и кризисах.
Роль фонда развития, как инвестиций в рост
Фонд развития нужен, чтобы поддерживать инновации, стартапы, начинающих предпринимателей. Служит для превращения идей в успешные проекты. Выполняет важные задачи:
- Предоставляет начальное финансирование для запуска при разработках, исследованиях.
- Служит для поддержки венчурных инвестиций с высокими рисками.
- Создает инфраструктуры, поддерживающие нововведения.
Примером служит Фонд развития промышленности, позволяющий продвигать перспективные направления в экономике.
Важно правильно распределять поступления в фонды
Каждый фонд необходим. Важно поощрять инвесторов, иметь запас прочности, думать о перспективах. На практике успешные предприятия придерживаются примерной схемы распределения: 30% дивиденды, 10% резерв, 60% развитие
Примеры стратегического использования заработанных средств мировыми компаниями
- Amazon – активно инвестирует, развивает новые технологии, инновации. Выпуск новой продукции, услуг. Расширение географии рынка. Финансирование исследований, разработок для постоянного роста.
- Apple – внимание выплатам дивидендов для акционеров. Регулярно оплачивает обратную покупку акций, увеличивая их цену. Так удовлетворяет интересы инвесторов.
- Tesla – инвестирует в электромобили и энергетические направления. Привлекает средства для новых заводов, технологий.
Необходимость финансового моделирования. Драйверы роста

Невозможно выстраивать стратегию развития без финансовой модели. Она строится по ключевым показателям:
- Доходам и расходам.
- EBITDA – отражению дохода до накладных вычетов, для оценки операционной эффективности.
- Прибыли после вычетов.
- Рентабельности по инвестициям ROI – отношения прибыли к вложениям.
- По выручке от продаж, с анализом рынка.
- По финансовым потокам, ликвидности.
- В соответствии с условиями финансирования кредитами, своим капиталом.
Драйверами роста в такой модели могут быть:
- Рост продаж, трафика, конверсии, среднего чека.
- Технологическое развитие. Автоматизация с инновациями.
- Операционная эффективность.
- Успешное продвижение бренда.
- Привлеченные инвестиции.
Используя модель и драйверы как ориентиры, легко прогнозировать, выстраивать эффективные изменения: по новым продуктам, ценам, расширению рынка.
Как выбрать стратегию к росту бизнеса
При формировании стратегии развития учитываются финансовые, организационные аспекты:
- Концентрированного роста, освоения новой ниши или продукции.
- Интегрированного вовлечения смежных направлений, контроля поставок, автоматизации.
- Диверсификации – выхода к новым рынкам, расширения ассортимента.
- Ограниченного роста с удержанием позиций лидерства.
- Проникновения в рынки с увеличением их долей в общем объеме продаж.
- Расширения с новыми маркетинговыми каналами, видами услуг и товаров.
- Сегментирования – выделения наиболее перспективных направлений.
Выбор стратегий зависит от исходных условий, структуры компании, возможностей инвестировать и рисковать. От этого выстраивается финансовая модель развития.
SWOT-анализ и постановка целей
Данный метод позволяет стратегически планировать, получить оценку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Увидеть, где нужны изменения. С проведением SWOT-анализа можно определить следующее:
- Минус, плюсы организации сейчас.
- Какие факторы влияют на бизнес извне.
- Способы использования преимуществ, при взаимодействии с конкурентами.
- Как негативно недостатки влияют на развитие.
- Показатели эффективности KPI для стратегии роста.
- Шаги с учетом текущего и прогнозируемого состояния.
После проведенного анализа можно ставить краткосрочные, долгосрочные финансовые цели. Расставить приоритеты. Для реализации целей нужно оценить ресурсы, бюджет. Разработать план действий с ответственными, сроками. Наладить коммуникации. Двигаться по намеченному плану.
Бюджетирование плюс контроль

Когда стратегия выбрана, нужно переходить к действиям. Для этого строится тактика с назначением конкретных задач по направлениям, исполнителям. Составляется план, пошагово реализующий тактику. Пример: если тактически наметили увеличить охват, то действия – запускать рекламную (медийную) кампанию (например, через Гугл или Яндекс, my Target)
Роль бюджетирования в реализации стратегии
С бюджетированием достигается следующее:
- Планировать, контролировать доход и расходы.
- Распределять, правильно использовать ресурсы.
- Своевременно исполнять обязательства по платежам.
Связь между целями и распределением ресурсов
В зависимости от поставленных целей, распределяются ресурсы по направлениям. Их задача – удовлетворение потребностей, приоритетов подразделений. Достигаются минимальные затраты с максимальной отдачей. Когда цели выбраны, распределены ресурсы, достигается:
- Предупреждать кассовые разрывы.
- Координировать действия подразделений.
- Вести правильный контроль.
- Достойно мотивировать команду вознаграждениями.
Когда реализуются распределенные задачи, необходим контроль исполнения. На основе его мониторинга, вносятся корректировки в алгоритм запланированных действий.
Использование операционных дашбордов для отслеживания ключевых показателей
Для контроля реализации нужна понятная, объективная информация. В этом помогают специальные технические средства.
Что такое дашборды, зачем они нужны
Дашборды являются интерактивными панелями для отображения ключевых метрик в удобно воспринимаемых формах. Это текстовые виджеты, таблицы, графики, комбинированные схемы с графическими элементами. Благодаря наглядности, информативности, помогают легко анализировать состояние анализируемого проекта, объекта.
Примеры метрик
Дашборды для бизнеса отображают следующие метрики:
- По продажам – число чеков, средние суммы покупок, число позиций в них, соотношение покупателей к посетителям.
- Показатели маржи и прибыльности по товарам, категориям.
- Расходную часть по всем затратам, и рентабельность.
- Показатели эффективности: окупаемости инвестиций ROI; стоимости привлеченных клиентов CAC; пожизненной ценности клиентов LTV; коэффициента по удержанию RR; индекса удовлетворенности и лояльности клиентов NPS; эффективности промо‑акций, кампаний.
Метрики меняются по форматам, запросам компании. Привязываются к ее стратегии, целям. Дашборды используются в образовании, маркетинге, финансах, производстве. Руководители. менеджеры с ними легко принимают решения, получая полные, наглядные данные.
Чек-лист: готова ли компания к росту
Инструментом для самодиагностики может быть анализ следующих показателей:
- Текущего спроса. Достаточности продаж для масштабирования.
- Готовности инфраструктуры, чтобы расширяться.
- Запаса финансовых ресурсов, чтобы расти.
- Сможет ли команда осилить новые задачи.
- Наличия своих конкурентных преимуществ.
- Эффективности маркетинговой стратегии.
- Анализа SWOT возможных угроз будущему бизнесу.
- Готовы ли к изменениям партнеры и сотрудники.
- Наличия плана для масштабирования.
- Было ли тестирование новой стратегии в реальных условиях.
Компания будет готова к росту, когда достигнуты показатели: устойчивый денежный поток; достаточные резервы; конкурентоспособный продукт; готова команда; оцифрованы цели; прописана стратегия.
Заключение
Рассмотренные в статье инструменты и методы позволяют понять, как ускорить развитие бизнеса, оценить перспективы к росту, разработать для этого стратегию и наметить план реализации. В рамках плана обеспечить достаточную финансовую, организационную базу для планомерного роста, успешного развития.
Информация и материалы, представленные на сайте: skolkovo-resident.ru взяты из открытых источников, расположенных в сети «Интернет». Администрация сайта не имеет какого — либо отношения к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд Сколково» и иным институтам развития, а также не является аффилированным лицом по отношению к данным организациям и / или к их сотрудникам.