Единый Реестр российских программ для ЭВМ и БД – это один из нескольких каталогов, созданных по решению Правительства РФ с целью защиты отечественного информационного пространства от внешней зависимости и несанкционированного вмешательства, а также для стимуляции развития российского IT-сектора. Работа над его созданием началась ещё в 2015 году и продолжается до сих пор. Правительство разработало правила формирования Реестра, а его создание и управление поручило Миницифры.
Сегодня Реестр представляет собой каталог программ, которым можно доверять: внутри нет лазеек для шпионажа, а российское происхождение упрощает процессы обновления и модернизации.
Владельцы ПО, внесённого в Госреестр, получили множество преференций, что повысило их конкурентоспособность и стало импульсом к развитию бизнеса в новых условиях рынка.
Льготы для разработчиков отечественного ПО и его пользователей
Изначально у разработчиков была единственная льгота на право участвовать в госзакупках. Начиная с 2015 года Правительство требовало, чтобы российские госучреждения переходили на использование российских программ и прибегали к использованию импортных только в случаях, когда аналогов российского производства не существовало. Но даже с этой единственной преференцией в Каталог российского программного обеспечения за 5 лет было внесено 7000 записей.
В 2020 г. было принято решение освободить разработчиков ПО, зафиксированного в Реестре, от уплаты НДС. Компании, занимающиеся разработкой, получили право либо высвободившиеся 20% денежных средств считать своей выручкой (т. е. увеличить доход), либо снизить стоимость продукции и повысить на неё спрос. В итоге каталожный список всего за год увеличился до 11 000 записей.
Пользоваться этой льготой могут не только разработчики, но и компании, занимающейся продажей, установкой и техническим сопровождением отечественного софта.
Ещё одна преференция – это различные гранты, которыми могут воспользоваться разработчики, включая стартапов, и заказчики российского софта.
Так, стартапы и компании, занимающиеся разработкой софта, могут претендовать на финансовую господдержку для:
- первого запуска продукта;
- развития и масштабирования проекта;
- создания открытых библиотек ПО;
- внедрение ИТ-решений на малых предприятиях.
Заказчики могут участвовать в конкурсах на получение грантов на внедрение приобретённой продукции.
Как устроен Госреестр ПО
Каталог программного обеспечения призван защитить пользователей от любого влияния представителей недружественных стран. Но есть целый ряд государств, с которыми Россия продолжает дружить и взаимодействовать в сфере экономики и культуры, например, со странами, входящими в ЕАЭС – Евразийский Экономический Союз. По этой причине пришлось создать два каталога: в первый включают ПО исключительно российского происхождения, а во второй – ПО, произведённое в дружественных странах или в результате совместной с россиянами работы.
Устройство обоих списков идентично. Они включают:
- дату регистрации;
- регистрационный номер;
- наименование ПО;
- область применения (выражается цифровым кодом с краткой расшифровкой);
- ссылку на сайт разработчика, где размещено полное описание продукта.
В перечне российского ПО регномера состоят только из цифр. Возле некоторых из них стоит красная метка, по которой можно установить, по какому классификатору определялась программа: по действующему от 2015 года или обновлённому в 2020 году. В евразийском Реестре регномер включает цифры и буквы «eac».
Требования к создателям софта
- Подать заявку может и физлицо, и юрлицо, но только обладатели гражданства РФ.
- Более 70% учредителей компании-производителя должны быть россиянами.
- Более половины авторов софта должны обладать гражданством РФ.
- Более 50% активов компании-производителя должны принадлежать россиянам, чтобы иностранные участники не могли претендовать на право обладания конечным продуктом.
- Компания должна иметь свой сайт с отдельной страницей, на которой надо будет разместить информацию о программе. Ссылка на неё указывается в Реестре.
- Если фирма имеет лицензионные соглашения или договоры с иностранными партнёрами на поставку необходимого для работы оборудования, то годовые выплаты по ним не должны превышать 30% от выручки.
Требования к программному обеспечению
Чтобы получить право на внесение в Госреестр, софт должен:
- Продаваться на территории всей страны. Если программа создана исключительно для использования внутри одной фирмы, она не может быть внесена в Единый Госреестр.
- Иметь интерфейс на русском языке.
- Обновляться по требованию пользователя, а не принудительно из-за рубежа. Также он не должен управляться из-за пределов страны.
- ПО, обеспечивающее информационную безопасность, должно иметь соответствующий сертификат.
Кроме этого, все технические средства, требуемые для работы ПО, должны находится на территории РФ, а его гарантийное, постгарантийное обслуживание, техподдержку и модернизацию должны производить организации, более чем на половину принадлежащие россиянам.
Этапы внесения софта в Реестр
Подготовительный
- Необходимо установить, к какому классу лучше отнести инновацию, и выбрать подходящий код в классификаторе Минцифры. Классов много (111 в 11 разделах), поскольку их создавали, чтобы максимально точно охарактеризовать сферу применения. Выбирать надо наиболее подходящий. Если неправильно определить класс, то либо вашу заявку отклонят, либо разработку в Реестре никто не найдёт.
- Решить, в каком виде программа будет предоставлена на проверку: в виде демо версии, полнофункциональном, базовом или только отдельные компоненты в виде самостоятельных программ.
- Подготовить экземпляр для проверки. Программа может быть любой: для ПК, мобильного устройства или сервера. Ограничений нет. Но нести её на съёмном носителе нельзя. Её следует разместить на сайте (а ссылку указать в заявлении), откуда эксперты смогут произвести скачивание. Если софт встроенный и функционирует только на определённом виде оборудования, то к заявлению прикрепляют демоверсию или урезанный вариант. Если это SaaS-решения, то для экспертизы надо предоставить серверную часть.
Сбор документации
Первый пакет включает юридические документы:
- Если это компания, то потребуется устав. Если регистрацией занимается не руководитель предприятия, а доверенное лицо, то у него должен быть соответствующий разрешительный документ, подтверждающий полномочия. Если это ИП, то нужны паспортные данные предпринимателя и его ИНН.
- Подтверждение прав на программу, например, свидетельство о регистрации в Роспатенте или договор о покупке прав на использование.
- Бухгалтерские отчёты, отражающие выручку за прошедший год, а также отчисления на лицензии за рубеж (если они есть).
Второй пакет содержит техническую документацию:
- описание разработки в произвольном виде, разъясняющее, что это за инновация и зачем она нужна;
- описание техсредств, относящихся к ПО;
- перечень используемых компонентов;
- документацию о поддержании жизненного цикла инновации: о том, как устранять сбои в работе, неисправности, какие перспективы модернизации предусмотрены и т. п.;
- информацию о предприятии или лицах, которые будут заниматься гарантийным обслуживанием и дальнейшей техподдержкой;
- инструкцию к проверочному экземпляру с описанием этапов установки и правил использования.
Подача заявки
На сайте Минцифры заполните 13-страничную анкету-заявление. Для этого обязательно иметь аккаунт на Госуслугах и ЭПЦ (и для физлиц, и для юрлиц). В нужные поля прикрепите вышеуказанные документы. Краткое описание программы делается в произвольной форме в отдельном поле. Не забудьте прикрепить ссылку на саму программу.
Уведомление о том, что заявка принята к рассмотрению, придёт на электронную почту. В нём будет указан номер, по которому можно отслеживать статус заявления. Заявление также появится в ЛК на сайте Госреестра.
Этапы рассмотрения заявки
- Проверка входящих данных. На первом этапе проверяют правильность заполнения анкеты, наличие документации и полноту предоставленных сведений, их соответствие действительности, реквизиты, работу ссылок. Проверка формальных критериев занимает примерно 30 дней. Если выявляются неточности или чего-то не хватает, заявление возвращают на доработку. Если всё в порядке, пакет передаётся в следующую инстанцию.
- Экспертиза. Материалы проверяют не в самом Министерстве, а в подведомственной организации, обладающей всеми необходимыми техническими компетенциями. Эксперты оценивают заявку по целому ряду критериев. Каждый пункт оценивается отдельно и вносится в проверочный лист. Иногда требуются дополнительные сведения, которые надо предоставить по запросу. По окончании проверки эксперты делают заключение, которое передают в Минцифры.
- Заседание экспертного Совета. В него входят представители Минцифры и Министерства промышленности и торговли, а также общественных организаций, занимающихся проблемами развития ИТ-сектора. Экспертный Совет может вынести как положительное, так и отрицательное решение. Любое решение будет зафиксировано отдельным приказом и опубликовано на сайте. Вынесение решения советом может занять до полугода. Если в регистрации будет отказано, подать заявление повторно можно будет через год.
По каким причинам в регистрации могут отказать
- Чаще всего отказ происходит по причине отсутствия продукта в продаже или его работы с ограничениями. На момент подачи заявления софт должен работать полностью и быть в свободной продаже.
- Заявитель не отвечает на письма из Министерства с просьбами предоставить дополнительную информацию. При получении такого запроса, ответ нужно дать в течение месяца.
- Отсутствие документов правообладания.
- Софт разработан для ОС, не утверждённой Минцифры.
- Присутствие в разработке импортных или запрещённых компонентов.
Чем мы можем помочь
Наша компания Skolkovo Resident более 5 лет помогает бизнесу в сотрудничестве с госорганами. Мы оказываем услуги по оформлению документации на включение продукции в Единый Реестр отечественного ПО. Мы:
- проверим технологический стек;
- проверим юрлицо на соответствие требованиям;
- дадим рекомендации по техдокументации;
- поможем с подготовкой сайта;
- подготовим дополнительные документы;
- поможем правильно оформить заявку и проконсультируем о правилах её подачи.
Наши специалисты сопровождают процесс регистрации на всех этапах. Но главное, мы берём на себя общение с экспертами.
Проверка документации и процедура подачи заявления занимают до 7 дней. Экспертиза длится дольше всего – до 65 дней.
Выбирая нашу компанию, вы:
- сэкономите время;
- защитите себя от непроизвольных ошибок при оформлении документации;
- быстрее выйдете на обновлённый отечественный рынок с большими преимуществами перед конкурентами.
Оплата только за результат!