Мы независимая консалтинговая компания, не аффилированная с Фондом Сколково, и не выступаем от его имени.

Что такое реестр отечественного ПО и как в него попасть

28 декабря 2023

Единый Реестр российских программ для ЭВМ и БД – это один из нескольких каталогов, созданных по решению Правительства РФ с целью защиты отечественного информационного пространства от внешней зависимости и несанкционированного вмешательства, а также для стимуляции развития российского IT-сектора. Работа над его созданием началась ещё в 2015 году и продолжается до сих пор. Правительство разработало правила формирования Реестра, а его создание и управление поручило Миницифры.

Сегодня Реестр представляет собой каталог программ, которым можно доверять: внутри нет лазеек для шпионажа, а российское происхождение упрощает процессы обновления и модернизации.

Владельцы ПО, внесённого в Госреестр, получили множество преференций, что повысило их конкурентоспособность и стало импульсом к развитию бизнеса в новых условиях рынка.

Льготы для разработчиков отечественного ПО и его пользователей

Разработчик

Изначально у разработчиков была единственная льгота на право участвовать в госзакупках. Начиная с 2015 года Правительство требовало, чтобы российские госучреждения переходили на использование российских программ и прибегали к использованию импортных только в случаях, когда аналогов российского производства не существовало. Но даже с этой единственной преференцией в Каталог российского программного обеспечения за 5 лет было внесено 7000 записей.

В 2020 г. было принято решение освободить разработчиков ПО, зафиксированного в Реестре, от уплаты НДС. Компании, занимающиеся разработкой, получили право либо высвободившиеся 20% денежных средств считать своей выручкой (т. е. увеличить доход), либо снизить стоимость продукции и повысить на неё спрос. В итоге каталожный список всего за год увеличился до 11 000 записей.

Пользоваться этой льготой могут не только разработчики, но и компании, занимающейся продажей, установкой и техническим сопровождением отечественного софта.

Ещё одна преференция – это различные гранты, которыми могут воспользоваться разработчики, включая стартапов, и заказчики российского софта.

Так, стартапы и компании, занимающиеся разработкой софта, могут претендовать на финансовую господдержку для:

  • первого запуска продукта;
  • развития и масштабирования проекта;
  • создания открытых библиотек ПО;
  • внедрение ИТ-решений на малых предприятиях.

Заказчики могут участвовать в конкурсах на получение грантов на внедрение приобретённой продукции.

Как устроен Госреестр ПО

ПО

Каталог программного обеспечения призван защитить пользователей от любого влияния представителей недружественных стран. Но есть целый ряд государств, с которыми Россия продолжает дружить и взаимодействовать в сфере экономики и культуры, например, со странами, входящими в ЕАЭС – Евразийский Экономический Союз. По этой причине пришлось создать два каталога: в первый включают ПО исключительно российского происхождения, а во второй – ПО, произведённое в  дружественных странах или в результате совместной с россиянами работы.

Устройство обоих списков идентично. Они включают:

  • дату регистрации;
  • регистрационный номер;
  • наименование ПО;
  • область применения (выражается цифровым кодом с краткой расшифровкой);
  • ссылку на сайт разработчика, где размещено полное описание продукта.

В перечне российского ПО регномера состоят только из цифр. Возле некоторых из них стоит красная метка, по которой можно установить, по какому классификатору определялась программа: по действующему от 2015 года или обновлённому в 2020 году. В евразийском Реестре регномер включает цифры и буквы «eac».

Требования к создателям софта 

  1. Подать заявку может и физлицо, и юрлицо, но только обладатели гражданства РФ.
  2. Более 70% учредителей компании-производителя должны быть россиянами.
  3. Более половины авторов софта должны обладать гражданством РФ.
  4. Более 50% активов компании-производителя должны принадлежать россиянам, чтобы иностранные участники не могли претендовать на право обладания конечным продуктом.
  5. Компания должна иметь свой сайт с отдельной страницей, на которой надо будет разместить информацию о программе. Ссылка на неё указывается в Реестре.
  6. Если фирма имеет лицензионные соглашения или договоры с иностранными партнёрами на поставку необходимого для работы оборудования, то годовые выплаты по ним не должны превышать 30% от выручки.

Требования к программному обеспечению

Разработчики

Чтобы получить право на внесение в Госреестр, софт должен:

  1. Продаваться на территории всей страны. Если программа создана исключительно для использования внутри одной фирмы, она не может быть внесена в Единый Госреестр.
  2. Иметь интерфейс на русском языке.
  3. Обновляться по требованию пользователя, а не принудительно из-за рубежа. Также он не должен управляться из-за пределов страны.
  4. ПО, обеспечивающее информационную безопасность, должно иметь соответствующий сертификат.

Кроме этого, все технические средства, требуемые для работы ПО, должны находится на территории РФ, а его гарантийное, постгарантийное обслуживание, техподдержку и модернизацию должны производить организации, более чем на половину принадлежащие россиянам.

Этапы внесения софта в Реестр

Подготовительный

  1. Необходимо установить, к какому классу лучше отнести инновацию, и выбрать подходящий код в классификаторе Минцифры. Классов много (111 в 11 разделах), поскольку их создавали, чтобы максимально точно охарактеризовать сферу применения. Выбирать надо наиболее подходящий. Если неправильно определить класс, то либо вашу заявку отклонят, либо разработку в Реестре никто не найдёт.
  2. Решить, в каком виде программа будет предоставлена на проверку: в виде демо версии, полнофункциональном, базовом или только отдельные компоненты в виде самостоятельных программ.
  3. Подготовить экземпляр для проверки. Программа может быть любой: для ПК, мобильного устройства или сервера. Ограничений нет. Но нести её на съёмном носителе нельзя. Её следует разместить на сайте (а ссылку указать в заявлении), откуда эксперты смогут произвести скачивание. Если софт встроенный и функционирует только на определённом виде оборудования, то к заявлению прикрепляют демоверсию или урезанный вариант. Если это SaaS-решения, то для экспертизы надо предоставить серверную часть.

Сбор документации

Сбор документов

Первый пакет включает юридические документы:

  1. Если это компания, то потребуется устав. Если регистрацией занимается не руководитель предприятия, а доверенное лицо, то у него должен быть соответствующий разрешительный документ, подтверждающий полномочия. Если это ИП, то нужны паспортные данные предпринимателя и его ИНН.
  2. Подтверждение прав на программу, например, свидетельство о регистрации в Роспатенте или договор о покупке прав на использование.
  3. Бухгалтерские отчёты, отражающие выручку за прошедший год, а также отчисления на лицензии за рубеж (если они есть).

Второй пакет содержит техническую документацию:

  • описание разработки в произвольном виде, разъясняющее, что это за инновация и зачем она нужна;
  • описание техсредств, относящихся к ПО;
  • перечень используемых компонентов;
  • документацию о поддержании жизненного цикла инновации: о том, как устранять сбои в работе, неисправности, какие перспективы модернизации предусмотрены и т. п.;
  • информацию о предприятии или лицах, которые будут заниматься гарантийным обслуживанием и дальнейшей техподдержкой;
  • инструкцию к проверочному экземпляру с описанием этапов установки и правил использования.

Подача заявки

На сайте Минцифры заполните 13-страничную анкету-заявление. Для этого обязательно иметь аккаунт на Госуслугах и ЭПЦ (и для физлиц, и для юрлиц). В нужные поля прикрепите вышеуказанные документы. Краткое описание программы делается в произвольной форме в отдельном поле. Не забудьте прикрепить ссылку на саму программу.

Уведомление о том, что заявка принята к рассмотрению, придёт на электронную почту. В нём будет указан номер, по которому можно отслеживать статус заявления. Заявление также появится в ЛК на сайте Госреестра.

Этапы рассмотрения заявки

  1. Проверка входящих данных. На первом этапе проверяют правильность заполнения анкеты, наличие документации и полноту предоставленных сведений, их соответствие действительности, реквизиты, работу ссылок. Проверка формальных критериев занимает примерно 30 дней. Если выявляются неточности или чего-то не хватает, заявление возвращают на доработку. Если всё в порядке, пакет передаётся в следующую инстанцию.
  2. Экспертиза. Материалы проверяют не в самом Министерстве, а в подведомственной организации, обладающей всеми необходимыми техническими компетенциями. Эксперты оценивают заявку по целому ряду критериев. Каждый пункт оценивается отдельно и вносится в проверочный лист. Иногда требуются дополнительные сведения, которые надо предоставить по запросу. По окончании проверки эксперты делают заключение, которое передают в Минцифры.
  3. Заседание экспертного Совета. В него входят представители Минцифры и Министерства промышленности и торговли, а также общественных организаций, занимающихся проблемами развития ИТ-сектора. Экспертный Совет может вынести как положительное, так и отрицательное решение. Любое решение будет зафиксировано отдельным приказом и опубликовано на сайте. Вынесение решения советом может занять до полугода. Если в регистрации будет отказано, подать заявление повторно можно будет через год.

По каким причинам в регистрации могут отказать

  1. Чаще всего отказ происходит по причине отсутствия продукта в продаже или его работы с ограничениями. На момент подачи заявления софт должен работать полностью и быть в свободной продаже.
  2. Заявитель не отвечает на письма из Министерства с просьбами предоставить дополнительную информацию. При получении такого запроса, ответ нужно дать в течение месяца.
  3. Отсутствие документов правообладания.
  4. Софт разработан для ОС, не утверждённой Минцифры.
  5. Присутствие в разработке импортных или запрещённых компонентов.

Чем мы можем помочь

Сколково

Наша компания Skolkovo Resident более 5 лет помогает бизнесу в сотрудничестве с госорганами. Мы оказываем услуги по оформлению документации на включение продукции в Единый Реестр отечественного ПО. Мы:

  • проверим технологический стек;
  • проверим юрлицо на соответствие требованиям;
  • дадим рекомендации по техдокументации;
  • поможем с подготовкой сайта;
  • подготовим дополнительные документы;
  • поможем правильно оформить заявку и проконсультируем о правилах её подачи.

Наши специалисты сопровождают процесс регистрации на всех этапах. Но главное, мы берём на себя общение с экспертами.

Проверка документации и процедура подачи заявления занимают до 7 дней. Экспертиза длится дольше всего – до 65 дней.

Выбирая нашу компанию, вы:

  • сэкономите время;
  • защитите себя от непроизвольных ошибок при оформлении документации;
  • быстрее выйдете на обновлённый отечественный рынок с большими преимуществами перед конкурентами.

Оплата только за результат!

Бесплатная консультация по оформлению заявки в Сколково
  • Ответим на все интересующие вас вопросы по теме Сколково
  • Сделаем анализ ваших материалов и дадим рекомендации по улучшению
lead-img
Нет времени читать? 
Получите быструю консультацию от наших специалистов
callback-popup-bg-img

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на обработку персональных данных

Ваша заявка отправлена, наш менеджер свяжется с вами.

ООО «Передовые решения» +7 (499) 647-40-29 info@skolkovo-resident.ru
Россия 115093 Москва Люсиновская 36