Мы независимая консалтинговая компания, не аффилированная с Фондом Сколково, и не выступаем от его имени.

Что такое IT-инфраструктура и какие задачи она решает

10 января 2025

Информационные технологии составляют фундамент для работы любой организации. Сейчас редко встретишь бизнес без цифровых решений, программ и услуг. Есть мнение, что даже наличие одного компьютера с установленным ПО может считаться IT-инфраструктурой. Но найти примеры таких предприятий будет сложно.

 

С правильной настройкой сетевого взаимодействия технологии могут быть адаптированы для улучшения коммуникации, повышения эффективности, производительности. Если ИТ-инфраструктура гибкая, надежная, безопасная, она будет способствовать достижению бизнес-целей бизнеса. Рассмотрим ее особенности и составляющие.

Что включает ИТ-инфраструктура

Аппаратная часть

Это компьютеры, серверы, а также допэлементы, которые обеспечивают их постоянную работу. Например, источники питания, санитарные условия, в которых хранится техника.

Главным элементом этой части является сервер. Для малых организаций может показаться логичным использовать обычный компьютер для офиса, однако это решение связано с рисками. Обычные ПК не подходят для работы в режиме 24/7 из-за быстрого износа комплектующих. Также высока вероятность повреждения или потери данных, которые хранятся на устройстве.

Также серверы нуждаются в стабильном электропитании. В случае отключения электроэнергии, даже на короткое время появятся перебои, резкие скачки напряжения, потерю данных.

Программная часть

Сегмент включает ПО для работы, обслуживания бизнес-процессов. К таким программам относятся операционные системы (ОС) на ПК, серверах, Content Manager System, серверы, CRM, а также ряд других приложений.

Зачем нужна программная составляющая:

  1. Поддержка аппаратных систем. Они не работают без ПО. Необходима, как минимум, ОС, которая будет управлять оборудованием. Кроме этого, для серверов могут требоваться допприложения: веб-сервер, программы, которые собирают все почтовые ящики на одной платформе для обмена сообщениями с коллегами, а также CRM для обработки запросов.
  2. Интеграция ИТ-системы. Служебное ПО также играет важную роль для связи компонентов в единую сеть. 

Сетевая часть

Сетевая часть

Компонент представляет взаимосвязи между физическими устройствами, а также взаимодействие между аппаратным обеспечением и ПО. Он участвует в передаче, получении информации с внешними источниками.

Эту часть составляют физические компоненты, программные продукты, включая сервера, коммутаторы, маршрутизаторы (например, WiFi-роутеры), брандмауэры. Они нужны для надежной передачи данных и защиты информации.

Сетевая часть обезопасивает передаваемую информацию. Это касается сведений, которые отправляются и принимаются: оборудование и ПО создают защитные механизмы. Последние предотвращают перехват конфиденциальных документов о компании и блокируют подозрительные запросы.

Также она нужна для связи между разными объектами. Например, если вы хотите соединить все компьютеры в офисе в единую сеть, это можно реализовать с помощью ПО, а также через подключение сетевых кабелей. Эта схема применима также к другим устройствам в рамках фирмы.

Задачи, решаемые ИТ-инфраструктурой

  1. Безопасность – защищает конфиденциальные сведения от возможных кибератак.
  2. Отказоустойчивость – гарантирует стабильность работы и сокращает последствия перебоев. Неполадки сможет устранить внутренний персонал или привлечённые специалисты.
  3. Оптимизация бизнес-процессов. Единая структура, доступ к простым сервисам облегчают задачи сотрудниками.
  4. Повышение производительности. Вы можете настраивать внутренние сервисы, увеличивать вычислительную мощность оборудования в зависимости от потребностей.
  5. Сокращение расходов. Этот аспект связан с предыдущими. Благодаря управлению ресурсами вы оплачиваете только те мощности, которые используете.

Типы IT-инфраструктуры

  1. Традиционная. В этом варианте оборудование установлено в помещениях, а его администрирование осуществляется штатными сотрудниками.
  2. Облачная. Здесь оборудование находится на территории провайдера, а управление, обслуживание выполняются его специалистами. 

Как создать и модернизировать IT-инфраструктуру

Процесс разработки должен основываться на бизнес-задачах и потребностях в технологиях. Чаще компании начинают с уже существующих систем, которые придется в дальнейшем обновлять. Такой процесс также требует целенаправленного подхода. Независимо от сферы деятельности, создание, обновление или реструктуризацию можно разбить на несколько шагов.

Спроектировать и создать базовый инфраструктурный слой

В процесс входит:

  1. Виртуализация программ для повышения эффективности ресурсов.
  2. Реализация базовых сервисов: ОС, Active Directory, DNS, DHCP, файловые серверы.
  3. Настройка, внедрение СУБД.
  4. Установка сетей Wi-Fi, включая аналитинструменты.
  5. Интеграция решений для видеоконференций, телефонии, что улучшает коммуникацию внутри фирмы.
  6. Внедрение облачных платформ, предлагающих SaaS, PaaS или IaaS для гибкости, масштабируемости.
  7. Реализация IoT-решений для автоматизации процессов, сбора информации.
  8. Организация резервного копирования, защиты сведений.
  9. Миграция сведений, интеграция новых сервисов, систем для создания единой экосистемы.
  10. Виртуализация рабочих мест через технологии VDI.

Провести аудит существующей инфраструктуры

Аудит

Первым шагом в оптимизации инфоинфраструктуры является тщательный анализ и оценка. Нужно выяснить, из каких компонентов она состоит, какие функции выполняет, отвечает ли бизнес-целям, каким образом её можно усовершенствовать.

Анализ стоит проводить с учетом практик, применяемых на рынке, а также согласно проверенным методологиям управления ИТ, таким как COBIT, ITIL, ISO 20000. Также стоит учесть аспекты экономэффективности ИТ-ресурсов, используя методологии управления активами программного обеспечения (SAM) и аналитические подходы (SA).

Разработать дизайн решений и внедрить их

На основании полученных данных нужно разработать дизайн ИТ-решения и приступить к его внедрению. Этот этап включает планирование, разработку, подготовку детальной техдокументации, а также решение вопросов дальнейшей техподдержки.

Выполнить интеграцию и миграцию

Процесс миграции включает перенос информации между системами, настройку единого входа (Single sign-on) для доступа к разным приложениям без повторной аутентификации, а также обеспечение бесшовного обмена сведений. 

Обеспечить резервное копирование и восстановление файлов

Это позволит минимизировать риски потери сведений, а также быстро восстановить их.

Использование технологий IoT открывает новые возможности для предприятий, позволяя соединять физические устройства с другими сервисами через интернет. Концепция может быть успешно применена в разных сферах, где актуален сбор и анализ информации о клиентах, продукции, состояния оборудования в торговых точках.

Переход на «облако» предполагает размещение всей необходимой аппаратной инфраструктуры в спеццентрах обработки. Вариант подходит для предприятий, которые хотят передать управление проблемами обеспечения работы и надежности оборудования сторонним провайдерам. 

Обеспечить инфобезопасность

К основным шагам относятся:

  1. Проведение аудита систем безопасности,
  2. Проектирование, внедрение технологий: управление доступом (IDM), единый вход (SSO), PAM, виртуальные частные сети (VPN), DLP, управление мобустройствами (MDM).
  3. Предоставление консалтинговых услуг в этой сфере.

Проведение ИТ-аудита и обновление инфоландшафта является частью стратегического управления. Они нужны для непрерывности операций бизнеса. Рекомендуется осуществлять такие меры раз в два-три года, поскольку за этот период могут появляться новые технологии, а вендоры могут менять свои политики лицензирования, обновлять предлагаемые решения. Регулярный мониторинг и адаптация к изменениям помогут компании оставаться конкурентоспособной и эффективно использовать свои ресурсы.

Риски ИТ-инфраструктуры

Риски ИТ-инфраструктуры

ИТ-инфраструктура сталкивается с разными угрозами, включая внешние кибератаки, поэтому:

  1. Избегайте экономии на качестве. При создании системы с низкими требованиями вы рискуете столкнуться с трудностями в будущем. Например, затратами на обновление или оптимизацию. Если позже потребуется внедрить какой-либо производительный сервис, то старая инфраструктура может оказаться полностью неготовой для этого.
  2. Не прибегайте к локальным решениям. Если подходить к выбору цифровых решений (сервисы, приложения или ERP-системы) фрагментарно, а не с учетом общей экосистемы, это может привести к несовместимости между элементами. Необходима интеграция составляющих для их совместной работы.

Заключение

Для обеспечения постоянной работы разработанной IT-инфраструктуры требуется регулярный мониторинг и техподдержка. Важно контролировать параметры системы, вовремя реагировать на сбои и проводить профилактику для предотвращения проблем.

Бесплатная консультация по оформлению заявки в Сколково
  • Ответим на все интересующие вас вопросы по теме Сколково
  • Сделаем анализ ваших материалов и дадим рекомендации по улучшению
lead-img
Нет времени читать? 
Получите быструю консультацию от наших специалистов
callback-popup-bg-img

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на обработку персональных данных

Ваша заявка отправлена, наш менеджер свяжется с вами.

ООО «Передовые решения» +7 (499) 647-40-29 [email protected]
Россия 115093 Москва Люсиновская 36