Информационные технологии составляют фундамент для работы любой организации. Сейчас редко встретишь бизнес без цифровых решений, программ и услуг. Есть мнение, что даже наличие одного компьютера с установленным ПО может считаться IT-инфраструктурой. Но найти примеры таких предприятий будет сложно.
С правильной настройкой сетевого взаимодействия технологии могут быть адаптированы для улучшения коммуникации, повышения эффективности, производительности. Если ИТ-инфраструктура гибкая, надежная, безопасная, она будет способствовать достижению бизнес-целей бизнеса. Рассмотрим ее особенности и составляющие.
Что включает ИТ-инфраструктура
Аппаратная часть
Это компьютеры, серверы, а также допэлементы, которые обеспечивают их постоянную работу. Например, источники питания, санитарные условия, в которых хранится техника.
Главным элементом этой части является сервер. Для малых организаций может показаться логичным использовать обычный компьютер для офиса, однако это решение связано с рисками. Обычные ПК не подходят для работы в режиме 24/7 из-за быстрого износа комплектующих. Также высока вероятность повреждения или потери данных, которые хранятся на устройстве.
Также серверы нуждаются в стабильном электропитании. В случае отключения электроэнергии, даже на короткое время появятся перебои, резкие скачки напряжения, потерю данных.
Программная часть
Сегмент включает ПО для работы, обслуживания бизнес-процессов. К таким программам относятся операционные системы (ОС) на ПК, серверах, Content Manager System, серверы, CRM, а также ряд других приложений.
Зачем нужна программная составляющая:
- Поддержка аппаратных систем. Они не работают без ПО. Необходима, как минимум, ОС, которая будет управлять оборудованием. Кроме этого, для серверов могут требоваться допприложения: веб-сервер, программы, которые собирают все почтовые ящики на одной платформе для обмена сообщениями с коллегами, а также CRM для обработки запросов.
- Интеграция ИТ-системы. Служебное ПО также играет важную роль для связи компонентов в единую сеть.
Сетевая часть

Компонент представляет взаимосвязи между физическими устройствами, а также взаимодействие между аппаратным обеспечением и ПО. Он участвует в передаче, получении информации с внешними источниками.
Эту часть составляют физические компоненты, программные продукты, включая сервера, коммутаторы, маршрутизаторы (например, WiFi-роутеры), брандмауэры. Они нужны для надежной передачи данных и защиты информации.
Сетевая часть обезопасивает передаваемую информацию. Это касается сведений, которые отправляются и принимаются: оборудование и ПО создают защитные механизмы. Последние предотвращают перехват конфиденциальных документов о компании и блокируют подозрительные запросы.
Также она нужна для связи между разными объектами. Например, если вы хотите соединить все компьютеры в офисе в единую сеть, это можно реализовать с помощью ПО, а также через подключение сетевых кабелей. Эта схема применима также к другим устройствам в рамках фирмы.
Задачи, решаемые ИТ-инфраструктурой
- Безопасность – защищает конфиденциальные сведения от возможных кибератак.
- Отказоустойчивость – гарантирует стабильность работы и сокращает последствия перебоев. Неполадки сможет устранить внутренний персонал или привлечённые специалисты.
- Оптимизация бизнес-процессов. Единая структура, доступ к простым сервисам облегчают задачи сотрудниками.
- Повышение производительности. Вы можете настраивать внутренние сервисы, увеличивать вычислительную мощность оборудования в зависимости от потребностей.
- Сокращение расходов. Этот аспект связан с предыдущими. Благодаря управлению ресурсами вы оплачиваете только те мощности, которые используете.
Типы IT-инфраструктуры
- Традиционная. В этом варианте оборудование установлено в помещениях, а его администрирование осуществляется штатными сотрудниками.
- Облачная. Здесь оборудование находится на территории провайдера, а управление, обслуживание выполняются его специалистами.
Как создать и модернизировать IT-инфраструктуру
Процесс разработки должен основываться на бизнес-задачах и потребностях в технологиях. Чаще компании начинают с уже существующих систем, которые придется в дальнейшем обновлять. Такой процесс также требует целенаправленного подхода. Независимо от сферы деятельности, создание, обновление или реструктуризацию можно разбить на несколько шагов.
Спроектировать и создать базовый инфраструктурный слой
В процесс входит:
- Виртуализация программ для повышения эффективности ресурсов.
- Реализация базовых сервисов: ОС, Active Directory, DNS, DHCP, файловые серверы.
- Настройка, внедрение СУБД.
- Установка сетей Wi-Fi, включая аналитинструменты.
- Интеграция решений для видеоконференций, телефонии, что улучшает коммуникацию внутри фирмы.
- Внедрение облачных платформ, предлагающих SaaS, PaaS или IaaS для гибкости, масштабируемости.
- Реализация IoT-решений для автоматизации процессов, сбора информации.
- Организация резервного копирования, защиты сведений.
- Миграция сведений, интеграция новых сервисов, систем для создания единой экосистемы.
- Виртуализация рабочих мест через технологии VDI.
Провести аудит существующей инфраструктуры

Первым шагом в оптимизации инфоинфраструктуры является тщательный анализ и оценка. Нужно выяснить, из каких компонентов она состоит, какие функции выполняет, отвечает ли бизнес-целям, каким образом её можно усовершенствовать.
Анализ стоит проводить с учетом практик, применяемых на рынке, а также согласно проверенным методологиям управления ИТ, таким как COBIT, ITIL, ISO 20000. Также стоит учесть аспекты экономэффективности ИТ-ресурсов, используя методологии управления активами программного обеспечения (SAM) и аналитические подходы (SA).
Разработать дизайн решений и внедрить их
На основании полученных данных нужно разработать дизайн ИТ-решения и приступить к его внедрению. Этот этап включает планирование, разработку, подготовку детальной техдокументации, а также решение вопросов дальнейшей техподдержки.
Выполнить интеграцию и миграцию
Процесс миграции включает перенос информации между системами, настройку единого входа (Single sign-on) для доступа к разным приложениям без повторной аутентификации, а также обеспечение бесшовного обмена сведений.
Обеспечить резервное копирование и восстановление файлов
Это позволит минимизировать риски потери сведений, а также быстро восстановить их.
Использование технологий IoT открывает новые возможности для предприятий, позволяя соединять физические устройства с другими сервисами через интернет. Концепция может быть успешно применена в разных сферах, где актуален сбор и анализ информации о клиентах, продукции, состояния оборудования в торговых точках.
Переход на «облако» предполагает размещение всей необходимой аппаратной инфраструктуры в спеццентрах обработки. Вариант подходит для предприятий, которые хотят передать управление проблемами обеспечения работы и надежности оборудования сторонним провайдерам.
Обеспечить инфобезопасность
К основным шагам относятся:
- Проведение аудита систем безопасности,
- Проектирование, внедрение технологий: управление доступом (IDM), единый вход (SSO), PAM, виртуальные частные сети (VPN), DLP, управление мобустройствами (MDM).
- Предоставление консалтинговых услуг в этой сфере.
Проведение ИТ-аудита и обновление инфоландшафта является частью стратегического управления. Они нужны для непрерывности операций бизнеса. Рекомендуется осуществлять такие меры раз в два-три года, поскольку за этот период могут появляться новые технологии, а вендоры могут менять свои политики лицензирования, обновлять предлагаемые решения. Регулярный мониторинг и адаптация к изменениям помогут компании оставаться конкурентоспособной и эффективно использовать свои ресурсы.
Риски ИТ-инфраструктуры

ИТ-инфраструктура сталкивается с разными угрозами, включая внешние кибератаки, поэтому:
- Избегайте экономии на качестве. При создании системы с низкими требованиями вы рискуете столкнуться с трудностями в будущем. Например, затратами на обновление или оптимизацию. Если позже потребуется внедрить какой-либо производительный сервис, то старая инфраструктура может оказаться полностью неготовой для этого.
- Не прибегайте к локальным решениям. Если подходить к выбору цифровых решений (сервисы, приложения или ERP-системы) фрагментарно, а не с учетом общей экосистемы, это может привести к несовместимости между элементами. Необходима интеграция составляющих для их совместной работы.
Заключение
Для обеспечения постоянной работы разработанной IT-инфраструктуры требуется регулярный мониторинг и техподдержка. Важно контролировать параметры системы, вовремя реагировать на сбои и проводить профилактику для предотвращения проблем.