Мы независимая консалтинговая компания, не аффилированная с Фондом Сколково, и не выступаем от его имени.

Как проходит внедрение цифровых решений в образовательный процесс

16 мая 2024

Цифровизация идет в стране полным ходом. Новые технологии интегрируются во все сферы. Они делают работу проще, эффективней, многогранней. Осуществляется внедрение цифровых решений и в образовательный процесс. Какие особенности с этим связаны и в чем основные сложности? 

 

Цифровизация образования и EdTech

Цифровизация образования

Сразу стоит обозначить, что находящийся на слуху последние пару лет «дистант» и термин цифровизации образования не равнозначны. Это многогранное понятие, подразумевающее применение разнообразных ИТ-решений для построения процесса. 

Организационные вопросы тоже оптимизируется при помощи цифровых продуктов. Это цифровые журналы, дневники учащихся, коммуникация с педагогом через мессенджеры  Можно считать, что пандемия дала толчок к цифровизации в образовании. Всем учебным заведениям пришлось экстренно искать выход. Тем не менее изменения в этой сфере начались значительно раньше, цифровые средства стали использовать в образовании за рубежом. 

Наша страна прошла несколько этапов этого процесса: 

  1. в начале девяностых повышалась компьютерная грамотность, через ведение уроков информатики в школах и других похожих дисциплин в других учебных заведениях; 
  2. с середины нулевых в образовательный процесс стали вводить вспомогательные цифровые инструменты; 
  3. современный этап, который начался с 2018 года, подразумевает более плотную интеграцию технологий во все структуры обучения и организации процесса. 

Трансформация затрагивает следующие направления: 

  • организация учебной работы, инструменты; 
  • технологии и педагогические методики обучения; 
  • содержание образования и планируемые результаты. 

Жизнь сейчас тесно связана с электронными ресурсами, потому важно уже сейчас обучать детей жить в этом мире, правильно пользоваться ресурсами. 

Зачем цифровые технологии в образовании

Цифровые технологии

Многие эксперты давно сошлись во мнении, что современное образование не может существовать без технологий и цифровых инструментов. Знакомиться с этой стороной жизни необходимо как можно раньше. Это не дань моде, а насущная неоходимость. 

Глупо отрицать изменения в мире и ожидать, что инструменты учителей и школьников останутся прежними, считают эксперты. Прогресс шагнул далеко вперед и это отражается на всех сферах жизни человека, тем более образовании. Даже если отбросить дистанционное обучение, которое не было бы возможным без технологий, даже традиционное очное образование претерпело серьезные метаморфозы. 

В образовательной структуре и ранее происходили подобные стремительные изменения, например при изобретении книгопечатания, тогда образование стало доступнее. Позже появились печатные машинки, уже не нужно было всегда писать от руки, телефоны и телеграфы, позволяющие делиться знаниями и опытом на расстоянии. Теперь у нас интернет и другие, более современные, смелые технологии, влияние которых также глупо отрицать. 

Система современного образования должна соответствовать нынешнему миру. Выпускник учебного заведения должен быть подготовлен к жизни в этом мире, а мир, в свою очередь, плотно связан с технологиями на всех ступенях. Однако не стоит бояться, что технологии полностью вытеснять учителей, живое общение, образовательную среду, как таковую. Исследования указывают на то, что наибольшую эффективность показывает комбинированный подход, когда учебный процесс строится на опыте живого взаимодействия с грамотным применением цифровых инструментов. 

Польза образовательной цифровизации

Образовательная цифровизация

Польза внедрения технологий в образование уже подтверждена. На это указывает успех в нескольких сферах: 

  1. Организационные задачи. Гораздо проще и быстрее передавать информацию об ученике через электронный дневник, чтобы родители всегда владели актуальными данными об успехах. 
  2. Выстраивание удобного процесса для обучающихся. Пропуски занятий существенно снижаются, если отсутствующий может присоединиться к очной лекции дистанционно. Учитель может давать ученикам темы на одном занятии по их способностям и возможности усваивать информацию. 
  3. Доступ к широкому спектру образовательных материалов. Человек, находясь в любой точки мира, может получить доступ к лекциям любого вуза, если они размещены на образовательных платформах. Раньше такая возможность была исключительно у студентов этих вузов. 
  4. Отработка реальных навыков в безопасной цифровой среде. Например студенты медики могут тренироваться на специальных цифровых тренажерах, как и пилоты самолетов. 
  5. Сбор и анализ данных для улучшения обучения. Системы анализа студентов позволяют подсветить для учителя слабые и сильные стороны, скорректировать программу. В некоторых случаях подобные системы способны предсказывать вероятность отчисления, возможные успехи только поступивших студентов. 

Нельзя воспринимать цифровизацию как полную подмену старой системы. Скорее, это альтернатива и подспорье уже имеющейся. 

Отечественные проекты цифровизации

Мальчик

Небольшими шагами проекты внедрялись в школах давно. Проекты вынужденно разрослись после пандемии: 

  1. 15 регионов участвуют в эксперименте по развитию цифровой среды в рамках национального проекта «Образование». Он включает в себя техническое переоснащение школ и создание для них новых цифровых сервисов. Активно развивается проект «Моя школа», в который войдет электронный дневник, средства обмена информацией. 
  2. В распоряжении Правительства РФ о цифровой трансформации образования представлена обширная программа цифровых новшеств для учреждений среднего и средне-специального образования. В нем перечислены средства управления учреждением образования, цифровые помощники обучающегося, родителя, педагога, цифровое портфолио учеников. С большой вероятностью все эти инструменты будут созданы на базе системы «Моя школа». 
  3. Цифровая трансформация высших учебных заведений также имеет план. В нем планируется реализовать шаги по развитию инфраструктуры сбора и обработки информации о вузах и учреждениях науки.

Препятствия для цифровизации

Процесс перехода в цифру идет не так активно, как могло быть. Не все идеи проходят по пути реализации. Переменный успех цифровизации связан с препятствиями: 

  • отдаленные населенные пункты не располагают необходимыми ресурсами; 
  • специалистам на местах не достает компетенции; 
  • профильные курсы повышения квалификации зачастую непродуктивны; 
  • педагогический состав с недоверием относится к новшествам; 
  • на рынке недостаточно решений, которые бы отвечали запросам; 
  • обучающиеся на дистанте чаще недобросовестно выполняют задания. 

Глобально система находится на этапе цифровой трансформации, тогда как отдельные учреждения образования даже не располагают достаточным количеством компьютеров. 

Связь цифровизации с неформальным образованием

Цифровое образование для взрослых

Современное цифровое образование с его симуляторами, тренажерами привлекает не только детей, но и взрослых. Онлайн-курсы являются приоритетным выбором взрослых. В таком формате получать знания гораздо удобнее, теперь они доступны даже работающим людям с плотным графиком. Организациям проще внедрять корпоративное обучение с применением цифровых инструментов. 

Ученики школ посещают занятия в офлайне чаще, однако пользуются онлайн репетиторами и платформами для образования. В этой сфере необходимо государственное регулирование, чтобы не  возникали ситуации с предоставлением некачественных образовательных услуг. В скором времени оказывать услуги по онлайн обучению смогут только представители, которые прошли регистрацию в официальном реестре. 

Почему цифровизация встречает сопротивление

Любой прогресс пугает и неизбежно вызывает сопротивление. Глобально проблемы две: 

  • отсутствие компьютеров или других гаджетов у значительной части населения, а также стабильного интернета; 
  • сложность в освоении технологий для тех, кто никогда этого не делал. Даже зная о глобальных образовательных возможностях, не обладая опытом использования гаджетов, результата не достигнуть. 

Недостаточно дать гаджет каждому, кто в этом заинтересован, потребуется еще обучить пользователя основам его использования. Внедрение цифровых решений в образовательный процесс находится на зачаточном уровне, правила и приемы обучения еще только формируются. Очевидно и то, что не все цифровые приемы несут пользу для образования. Не стоит зацикливаться на неудачах, которые неизбежно будут на пути. Важно соблюсти баланс, сохранив все самое продуктивное из обеих систем.

Бесплатная консультация по оформлению заявки в Сколково
  • Ответим на все интересующие вас вопросы по теме Сколково
  • Сделаем анализ ваших материалов и дадим рекомендации по улучшению
lead-img
Нет времени читать? 
Получите быструю консультацию от наших специалистов
callback-popup-bg-img

Оставить заявку

Нажимая кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на обработку персональных данных

Ваша заявка отправлена, наш менеджер свяжется с вами.

ООО «Передовые решения» +7 (499) 647-40-29 [email protected]
Россия 115093 Москва Люсиновская 36