Сегодня, чтобы построить карьеру, хорошо зарабатывать, стать успешным, недостаточно получить аттестат зрелости и диплом вуза с хорошими или отличными оценками. Помимо академических знаний от будущих специалистов требуются развитые навыки коммуникации, умение аналитически мыслить, ориентироваться в постоянно меняющейся бизнес-среде, принимать решения, брать на себя ответственность. К сожалению, классическая образовательная модель, унаследованная от советских времён, многому из этого научить не может. Нужны новые подходы, программы, модели обучения. Программа «Шаг развития школы», разработанная в «Сколково», – это тот самый шаг к трансформации средней образовательной ступени, призванной заложить требующиеся навыки и компетенции, которые затем можно будет отточить в вузе.
Что это за программа?

Жизнь, общество, экономика не стоят на месте. Всё стремительно меняется, предъявляя молодому поколению новые требования. Основная нагрузка в подготовке подрастающего поколения всегда лежала на образовательных учреждениях. В хорошо отрегулированной социально-экономической системе общество и экономика являются заказчиками кадров с нужными знаниями и навыками, а школы и вузы – исполнителями, т. е. тем звеном, которое не просто даёт общие знания, но те, которые востребованы в современных условиях.
К сожалению, здесь прослеживается явное отставание. Не только школы, но и институты, университеты крайне медленно и тяжело перестраивают свою работу, трансформируются, уходят от изживших моделей преподавания, контроля, аттестации. Это сказывается на качестве выпускников: на рынке, переполненном ими, из года в год наблюдается одинаковая картина – острая нехватка профессионалов.
В Сколково давно обратили внимание на эту проблему и взяли на себя миссию помочь средним и высшим учебным заведениям преодолеть застой, открыть двери инновационным, более эффективным приёмам педагогики, трансформироваться, выйти на принципиально новый, более современный уровень обучения.
Команда специалистов иннограда разработала четырёхмесячный учебно-образовательный курс для руководителей учебных заведений среднего звена, а также представителей вузов, стремящихся гармонизировать переход учащихся из системы современного школьного образования к аналогичному университетскому.
Цель курса – развитие школы и людей, стоящих у руля. Неравнодушные, творческие, прогрессивные школьные управленцы смогут в кругу единомышленников разработать проект трансформации своего учебного заведения: концепцию, стратегию, дизайн. Кроме этого, руководители, на время трансформировавшиеся в студентов, получат возможность развить личные навыки управления и разработки стратегий.

Основа обучения – проектная деятельность: меньше теории – больше практики, помогающей быстрее освоить необходимые для трансформирования инструменты, сформировать навыки и приёмы, которые придётся применять, вернувшись в родные пенаты.
Программа работает с 2018 года. За это время организаторы сумели скорректировать курс, чтобы максимально учесть интересы, запросы и потребности стейкхолдеров (заинтересованных слушателей), ситуации, с которыми они приходят и надеются найти решение.
Курсанты работают в тесной связке с наставниками, что облегчает обучение, ускоряет процесс разработки проекта. Но что более важно, по окончании курса организаторы не теряют связи с бывшими слушателями, постоянно находятся на связи и помогают внедрять полученные знания. Вчерашние курсанты не просто получают сертификат о повышении квалификации в самом передовом научно-образовательном центре страны, но становятся частью сообщества стратегов Центра трансформации образования «Сколково», меняющего представление о школьном образовании.
Видеопрезентация
Что такое «Шаг развития школы», что такое трансформационные проекты, как войти в процесс самоопределения школы относительно её концептуальной модели, как повысить качество образования и вывести общеобразовательное учебное заведение на новый более прогрессивный уровень работы? Подробнее об этом в видеопрезентации.
Структура курса
«Шаг развития школы» – это программа, рассчитанная на 4 месяца очно-заочного обучения, состоящая из 4 тематических модулей и 11 элективов. Все 4 месяца слушатели будут работать над проектом трансформации своего учебного заведения, объединяя коллективное прослушивание лекций с индивидуальным треком обучения. Схема работы в каждом модуле такая:
- Просушивание модульного интенсива.
- Обработка, осмысление полученных знаний.
- Отработка практических навыков.
- Изучение дополнительной литературы.
- Консультации с наставниками, экспертами, менторами.
- Разработка этапа собственного проекта.
Первый модуль вводный. Он пройдёт с 20 по 28 октября в режиме онлайн. Курсанты:
- познакомятся с общей трансформационной концепций;
- узнают, почему преобразования так важны на современном этапе;
- узнают, какие перспективы трансформация открывает перед учебным заведением и его выпускниками.

Второй модуль очный, он пройдёт с 29 октября по 1 ноября. В нём слушатели подробно разберут вопрос составления концепции образовательного проекта.
В декабре с 10 по 13 число пройдёт ещё одна очная встреча. Её тема – «Дизайн образовательной программы». Это третий этап обучения, на котором у каждого курсанта должна сформироваться картинка того, как будет выглядеть его преобразованная школа.
Четвёртый этап заключительный. Он пойдёт очно в январе будущего 2023 года с 25 по 29 число. Первые три дня отведены под презентации готовых проектных работ, а последний – это так называемый партнёрский день – время неформального общения, отдыха в среде единомышленников, заключения партнёрских соглашений.

Элементы программы
Electives
Элективы представляют собой короткие тематические образовательные видеоролики, рассказывающие о трансформации разных аспектов работы школы. Помимо видеоконтента, каждый электив включает обязательные к выполнению тесты и задания. Темы видеороликов следующие:
- выпускники российских школ;
- университет мирового уровня;
- инженерия образовательной среды;
- школьная кадровая политика;
- маркетинг образовательного проекта;
- финансовая модель;
- greenbook трансформатора: как не проиграть войну за развитие.
Анализ лучших кейсов и практик
В этом блоке будут рассмотрены и проанализированы с точки зрения возможностей российской действительности несколько интересных образовательных моделей из зарубежного опыта:
- эстонская;
- датская;
- путешествующая.
Каждая из этих моделей даже отдалённо не напоминает российское, не говоря уже о советском, образовании. Однако эффективность обучения и воспитания подростков в рамках этих моделей показывает стабильно высокие результаты (по оценкам международных организаций). Выпускники таких школ получают гораздо больше практических навыков, необходимых для жизни в современном обществе, имеют более чёткие, твёрдые убеждения, умеют их отстаивать, не боятся принимать решения, более ответственны, целеустремлённы.
Спорт
Занятия по физической подготовке будут проходить на улице и в зале.
Partners Day
Партнёрский день – это финальная встреча, направленная на создание долговременных партнёрских коммуникаций.
Что вы получете?
- Переосмысление сферы школьного образования: новые горизонты, стратегии, направления, модели.
- Актуализируете и систематизируюте знания об образовании среднего звена.
- Познакомитесь с инновационными идеями в профессиональной сфере.
- Разовьете инновационные навыки управления и стратегирования.
- Разработаете проект преобразования своего учебного заведения.
- Сформулируйте стратегию развития и образовательный дизайн школы.
- Получите мощный импульс для реализации других проектов.
- Перейдёте на новый уровень личного развития.
Целевая аудитория

Программа предусматривает два формата обучения: индивидуальный, а также в команде.
Индивидуальная траектория подойдёт:
- директорам, работникам администрации государственных, а также городских школ;
- руководителям частных учебных заведений, а также организаторам образовательных проектов;
- руководящим работникам предуниверсариев;
- представителям бизнеса, а также некоммерческих организаций, специализирующихся в области школьного образования.
Вторая форма подойдёт для команд:
- школьных, а также школьно-университетских управленцев;
- предпринимательских;
- региональных организаций, занятых развитием школьного образования.
Как поступить?
- Зайдите на официальный сайт программы.
- Заполните регистрационную форму, размещённую внизу страницы. Внесите контактные данные: ФИО, телефон, e-mail, город, название предприятия, которое представляете, должность.
- Отправьте запрос, дождитесь звонка менеджера проекта, который поможет заполнить заявку.
- Пройдите адмиссию. Для этого разместите в личном кабинете аппликационную форму, эссе, а также запись ответов на вопросы в видеоформате.
- Подпишите договор.
- Внесите оплату. Сделать это можно через систему быстрых платежей, воспользовавшись Qr-кодом, или в рассрочку через Тинькофф-банк.
Стоимость обучения и что в неё входит?
Обучение по программе «Шаг развития школы» в «Сколково» стоит 330 тыс. руб. Для командных участников (от 4 человек), а также участников Alumni-сообщества скидка 10%.
В оплату входит:
- полный пакет учебных материалов;
- дополнительные задания;
- доступ к экспертам, кураторам, организаторам проекта, менторам;
- информационно-аналитическая поддержка;
- диагностика знаний и умений по окончании программы;
- доступ к LMS презентациям, информационным, учебным материалам;
- парковка на территории кампуса;
- обед и кофе-брейки в учебное время;
- доступ к спортивным объектам.