Динамика изменений во всех отраслях экономики стремительна и не дает опомниться владельцам бизнесов. Производители осознают важность цифровизации в пищевой промышленности и готовы к ней. На этом пути неизбежны сложности, но производители полны решимости внедрять на своих предприятиях технологии, способные сделать процессы эффективными, упростить их.
Перемены в пищевой индустрии
После пандемии стало очевидно, что многие отрасли нуждаются в реорганизации и трансформации. Ситуация подсветила слабые стороны, подтолкнула производителей к активным действиям. Давление на основную рабочую силу сейчас диктует неизбежность изменений и многие компании оказались в тяжелом положении, ощущая наличие и отсутствие изменений одновременно.
Внимание корпораций обращено на качество товаров, их безопасность. В планах внедрение решений, способствующих положительным изменениям в этом направлении и формированию более прозрачных алгоритмов работы.
Современные цифровые решения, внедряемые на предприятиях, особенно инновационные технологии, смогут поддерживать стабильность текущих процессов, даже в условии серьезных глобальных угроз. Так, например, многие компании в период пандемии использовали методы удаленного подключения для решения сервисных проблем, связывались с потребителями посредством различных цифровых каналов. Это сохраняет качество продукции, скорость производства, лояльность конечного потребителя.
Уровни сложности
Сегодня можно говоришь о том, что пандемия усложнила системы производства, обозначив необходимость еще тщательней следить за гигиеной всех процессов. Огромное значение имеет прогнозная аналитика и машинное обучение. Эти инструменты позволяют моделировать последствия действий, что необходимо в нестабильных обстоятельствах.
Аналитические инструменты незаменимы в процессах оптимизации, сокращения отходов, увеличения скорости передачи данных между линиями. Далее в трансформации, с учетом изменений спроса, требований, ожиданий потребителя, нуждается и упаковка. Нужно проводить реорганизацию линий, сокращая сроки их переналадки. Важно, чтобы данные между операторами передавались быстро.
Еще одна сложность – минимизировать влияние человеческого фактора. Предприятия, все еще активно пользующиеся бумажными носителями в своей работе, увеличивают вероятность ошибок. Только цифровизация и создание безбумажной среды поможет оптимизировать и наладить логистические алгоритмы, обмен данными между подразделениями и прочие.
Системы безопасности и управления качеством
Эксперты и владельцы бизнесов считают, что коронавирус увеличил потребность в цифровизации, хотя она и до этого уже была неизбежна. Пандемия принудительно ускорила процесс. Производство продуктов питания и напитков регулируется серьезнее, чем любые другие отрасли, стандарты соответствия жестче, потребители требовательней. С высокой долей вероятности требования будут ужесточаться и дальше, а для их выполнения потребуются новые ресурсы и решения.
Большая сложность для многих предприятий заключается в невозможности совмещать несколько цифровых продуктов по контролю на одной платформе. Каждый сервис приходится интегрировать по отдельности. Все эти манипуляции требуют дополнительных трудовых затрат, инвестиций. Сейчас компаниям важно решить, насколько рентабельны вложения в системы управления качеством и безопасностью. Избежать большого ущерба возможно только при условии активной цифровизации, внедрения инноваций без замедления.
«Индустрия 4.0» — это неизбежность
Некоторые предприниматели отчасти благодарны пандемии, которая подстегнула отрасль к изменениям. Необходимость перехода на цифровые технологии осознали даже те, кто не планировал вносить изменения в привычный уклад жизни. Предприятия создают инженерные группы, которые упрощают переход в цифру и приближают «Индустрию 4.0».
Имеющееся оборудование сложно перенастроить, но возможно. В одном процессе может быть задействовано несколько единиц оборудования. Каждое из них работает согласно разным протоколам. Все это потребует дополнительного финансирования, а для преодоления барьеров эксперты рекомендуют привлекать в проекты по цифровизации профильных специалистов.
Источник истины
Невозможно принимать важные решения не опираясь на актуальную базу данных. В этом смысле цифровизация решает сразу все запросы.
Способность подстраиваться под изменчивость экономики – важное качество для предприятий. Например, нужно регулировать объемы поставок с учетом спроса. Точные отгрузки сокращают потери, и регулировать их проще обладая необходимыми данными. Решают проблему датчики, передающие данные о поставках. Инженеры смогут исключить даже небольшие задержки, нарушающие работу линии производства.
Некоторые считают цифровую трансформацию только внедрением новых технологий. Но вопреки частому убеждению, не нужно избавляться от всех ранних систем сразу, заменяя их инновациями. Процесс строится постепенно, а потому не стоит бояться, что он сразу потребует огромных финансовых вливаний и глобальной трансформации.
Эксперты рекомендуют владельцам холдингов внедрять технологии по отдельности, по одному предприятию за раз. Когда новшество подтвердит свою эффективность в одном отделении, его можно начинать применять в следующем. Постепенно будет достигнут полный цифровой прогресс с минимальными расходами.
Видение процессов в реальном времени и аналитика данных
По мнению многих экспертов в процедуре цифровизации практически нет никаких препятствий, кроме непосредственно отношения к этому самих руководителей. Именно страх владельцев тормозит предприятия на пути к инновациям. Однако смотреть нужно в будущее и полагаться на гибкость, проводить анализ рынка, собирать информацию, которая поможет сформировать представление об оптимальных способах трансформации.
Некоторые линии уже устарели морально. Но даже это не должно вызвать сложностей на пути к цифровизации. Нужно подобрать «правильные» технологии, ориентированные на конкретные запросы бизнеса. Определить пути решения будет проще, если вести сбор данных и своевременно их анализировать.
Преодоление сопротивления на пути к широкой автоматизации
Возвращаясь к теме о пандемии стоит задуматься, как использовать сложившуюся ситуацию. На фоне экономических и операционных последствий стоит продолжать те изменения, к которым производства вынуждены были прийти. В частности речь идет о:
- бесконтактных операциях;
- виртуальной, дополненной реальностях;
- прочих операционных инновациях.
Это способствует развитию гибкости производства, быстрому достижению показателей.
Основная проблема прогресса в сопротивлении изменениям. Не всем удобно вносить изменения в методы работы, а без этого прогресс невозможен. В качестве методов борьбы с сопротивлением можно использовать:
- бережливое производство;
- концепцию «Шесть сигм»;
- картирование потока создания потребительской ценности.
Руководителям не стоит забывать о своей команде. Она обязательно должна быть частью процесса изменений, каждый может привнести что-то свое и здесь важно выявить сильные стороны, а после грамотно их применить.
В качестве еще одного тормозящего фактора принято рассматривать отсутствие четко определенной рентабельности инвестиций для приложений и программ. Производители считают промышленный интернет вещей слишком сложным, дорогим, трудоемким для интеграции. Нет четкого понимания, какие именно технологии нужны отдельно взятому предприятию, какие принесут пользу, оптимизируют. В этом случае комплексный подход не выход, начинать нужно с малого, постепенно увеличивая масштаб интеграции.
Цифровые коммуникации: от цеха до директора
Совершенно нет никаких сомнений в том, что трансформация необходима, подтверждение этому – события 2020 года. Все, кто задействован в развитии предприятия, должны идти по пути цифровой трансформации, осознавать все преимущества этого процесса. Вводить инновации можно постепенно, чтобы все подразделения смогли принять их, понять принципы применения.
Семь советов по цифровизации промышленных предприятий
Уже сейчас есть цифровые решения, способные сделать производство устойчивым. Эксперты рекомендуют обратить внимание на следующие шаги:
- модернизация удаленных подключений, что подразумевает цифровые технологии, которые позволят инженерам подключаться к пользователям удаленно для решения возникших проблем;
- увеличение сроков безотказной работы, оптимизация техобслуживания, которые помогут смоделировать действия и их последствия;
- обеспечение соответствия, а именно внедрение цифровых инструментов, позволяющих следить за соблюдением стандартов и безопасности;
- увеличение эффективности устаревшего оборудования за счет внедрения новых цифровых решений;
- сокращение единиц человеческой рабочей силы посредством внедрения инновационных инструментов и грамотного выстраивания взаимодействия в команде;
- интеграция использования данных для улучшения аналитики стандартного формата;
- применение решений автоматизации.
По итогу все эксперты сходятся в одном – цифровизация в пищевой промышленности неизбежна. От руководителей на местах зависит как скоро технологии придут к ним на предприятие. Хватит ли компаниям ресурсов, чтобы противостоять конкурентам в стремительно меняющемся мире.